Затруднения с определением своего профессионального направления.

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемый/ая. Обращаюсь к вам, т.к. я нуждаюсь в помощи со стороны психолога и/или психотерапевта из-за того, что у меня в очередной раз возникает внутреннее ощущение, что я занимаюсь не тем, что мне нравится или чем хотелось бы заниматься до конца своей жизни. Когда я выбирал себе учебное учреждение и создавал образ своей будущей профессии, я опирался на такие факторы как прибыльность, престижность и популярность. Данное мнение было сформировано из-за наличия объекта, к которому я испытывал любовные чувства и для достижения ее внимания, руки и сердца, мне необходимо было, как я считал, стать финансово стабильным и перешагнуть свой текущий социальный статус. Она была из достаточно обеспеченной семьи. Имея цель и достаточно сильную мотивацию, я готовился на протяжении целого года и успешно поступил в тот самый желаемый университет своими же усилиями. Однако к моменту поступления, мы с ней прекратили какие-либо отношения и общение, которое рассеяло состояние смуты, туманности в которой я пребывал последние 5 лет. В первый же год я понял, что я совершил ошибку и что последующие года учебы будут мучительными и бессмысленными. Учился я с каждым годом все хуже и хуже. Мне всегда трудно давались точные науки, но при надлежащем усердии и постоянстве, я всегда мог конкурировать со студентами, которые изначально имеют к таким предметам склонности и потенциал. По окончанию университета у меня на руках был диплом экономиста/управленца в нефтегазовой отрасли. С момента завершения учебы и до сегодняшнего дня я сменил 4 места работы. Каждой работы хватало максимум на полтора года, потом она переставала мне нравится, все становилось серым и скучным. Я понимаю, что меня убивает и съедает монотонная работа, работа в которой ты с утра до вечера сидишь за экраном компьютера, возникает ощущение невозможности сидеть в одном месте. Родители у меня люди творческие: отец пишет картины, а мать дизайнер интерьера. Я не хотел идти по пути отца, т.к. профессия художника не делает человека финансово стабильным и вызывает трудности в обеспечении семьи. Данный фактор в купе с желанием добиться успеха в глазах любимого человека заставили меня пойти тем путем, в котором я сейчас нахожусь. Под конец третьей работы я понял, что меня это абсолютно не устраивает и я начну заниматься чем-то другим, но конкретного понимая у меня нет, как и ярко выраженных способностей на что-то конкретное. Я взял отпуск и хотел найти, чем я могу заняться, но очередное весьма щедрое предложение вернуло меня в тот же путь. Для ясности опишу кем я работал и работаю в хронологическом порядке:
Администратор контракта: контроль над своевременностью выполнения сроков и обязательств по контракту, работа с договорами и служебными документами, подготовка различного рода отчетов и т.д.
Координатор по развитию бизнеса: подготовка тендерной документации и участие в тендерных торгах и коммерческих запросах, сбор информации о перспективных инвестиционных проектах, планируемых к реализации, способствование продвижению коммерческой деятельности компании.
Специалист инвестиционного отдела: мониторинг хода инвестиционных проектов, изучение факторов, препятствующих их реализации, анализ соблюдения плановых параметров проектов, подготовка различного рода отчетов, изучение и работа с нормативно-правовыми документами.
Специалист отдела по сопровождению процесса акционирования: участие в проведении инвентаризации активов и обязательств предприятия, составление справочных и отчетных материалов о проделанной работе, подготовка докладных записок и промежуточных отчетов, изучение контрактов, анализ движения материалов, подготовка бизнес-процессов по формированию бюджета компании.
В данный момент у меня возникает очередное ощущение того, что я занимаюсь не своим делом и не вижу себя занимающимся работами, описанными выше через 5-10-15 лет. Сейчас мне 29 лет.
Надеюсь, я смог изложить свои мысли четко и ясно.
Если у вас возникнут вопросы, прошу задавайте.
Автор вопроса: Саид Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Саид, добрый день,
Вы пишите, что неудовлетворены своей текущей профессиональной деятельностью и не видете себя в этой профессии. При этом Вы столкнулись со сложностью профессионального самоопределения. На сколько я понимаю, какого-либо предоставления о том, чем Вам хотелось бы заниматься, у Вас нет. При этом для Вас важно, на сколько я понимаю, заниматься деятельностью, которая будет приносить Вам стабильный доход. При этом важно понимать, что первое время, Вы в новой деятельности вряд ли можете рассчитывать на тот же уровень дохода как и сейчас. Правильно я понимаю, что Вы планируете уйти с текущего места работы в том случае, если найдете деятельность, которая Вам по душе и все силы посветите ей, даже в том случае, если не сможете рассчитывать на прежний уровень дохода?
Первым шагом к лучшему пониманию себя будет осознание и формулирование тех ценностей и жизненных смыслов, которые есть в Вашей жизни. Задайте себе вопрос: что меня вдохновляет, что даёт мне ощущение, что я живу полной насыщенной жизнью или отсутствие чего лишает мою жизнь смысла? Наличие профессиональной самореализации, как Вы уже осознали, является одним из таких смыслов, но важно осознать и остальные смыслы, т.к. все они взаимосвязаны. Сложно стремиться реализовать только один смыслов не беря в во внимание остальные.
Для выявления жизненных смыслов попробуйте вспомнить, в какой ситуации чувствовали радость, удовлетворённость, прилив жизненных сил, душевную гармонию? Попробуйте сформулировать, что эта ситуация означает для Вас? Например, такое ощущение может возникнуть в кругу близких людей, в кругу семьи. Или когда Вы, к примеру, занимаетесь спортом в комфортном для Вас режиме или наслаждайтесь произведением искусства/природой/фильмом и пр.
В качестве второго шага попробуйте понять, как именно Ваше стремление к профессиональному самоопределению повлияет на остальные смыслы, как смена сферы деятельности отразится на остальных аспектах Вашей жизни? Что позволит совершить Вам такой переход более-менее гармонично? Возможно, есть опция оставить какой-то из текущих проект на фрилансе, чтобы появилось больше свободного времени для самоопределения и в то же время не сильно потерять в доходе?
В качестве третьего шага важно
попробовать выявить свои способности и склонности. Попробуйте понаблюдать за собой, какие у Вас увлечения? Какая деятельность доставляет Вам радость, когда нет фиксации исключительно на результате, но нравится сам процесс деятельности? Это может быть что угодно: чтения книг, просмотр фильмов, общение с людьми, фотосъемка, путешествия и пр. Попробуйте накидать максимальное количество вариантов после чего приоритезируйте перечень действий в списке, где в начале списка будут самые привлекательные и интересные для Вас направления.
Теперь попробуйте сделать ещё один шаг вперёд: к какой профессиональной сфере может привезти мой интерес? К примеру, если мне нравится общаться с людьми, я понимаю их эмоции и мысли, могу делиться своими наблюдениями, а также слышу обратную связь о себе, как о внимательном слушателе и открытом приятном собеседнике, то, как вариант я могу попробовать себя в коучинге, в качестве тренинг-менеджера или практикующего психолога. И изучать дальше каждую из деятельностей, сходить на практикумы, где можно более детально для себя понять практическую сторону работы, чтобы было целостное видение не только радостей работы, но и подводных камней. После чего принять для себя решение, в каком направлении двигаться и запланировать обучение по одному из выбранных направлений с обязательной практической частью, чтобы начинать постепенно осваиваться в новой специальности.
Конечно, все это требует осознанного отношения к своему опыту, умения следовать за своим интересом и времени. Но если этот интерес удается найти, это, кончено, помогает настолько иначе видеть каждый будний день своей жизни, когда ты не живёшь от выходных к выходным, но уже вечером в воскресенье предвкушаешь наступление понедельника и заглядываешь в новой день с искренним интересом и вдохновением.
Очень надеюсь, что Вам также удастся привнести этот профессиональный интерес в свою жизнь, гармонично вписав его в Ваши остальные жизненные смыслы.
Буду рада ответить на вопросы и продолжить работу в случае необходимости.
С уважением,
Алёна