Как научиться общаться с трудовым коллективом?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моё поведение в жизни и на учёбе/работе всегда были как небо и земля. В жизни я, можно сказать, душа компании, яркий человек, который постоянно с кем-то знакомится на различных мероприятиях и обожает общаться. Такой, что может завести знакомство или беседу с людьми на улице: в автобусе, в парке, в очереди, да везде. И в жизни люди ко мне, словно магнитов, тянутся, и я к ним тоже.
А вот ситуация в трудовых коллективах прямо противоположная. В школе, колледже, потом на всех работах, я всегда становилась тёмной лошадкой. Из 11 коллективов мне удалось ужиться и стать своей только в одном. Вся общительность улетучивается и я превращаюсь из души компании в замкнутую серую мышь. Если же коллегам выпала случайность меня увидеть в жизни в одной компании, у них челюсть падает от контраста.
В жизни общение с людьми у меня идёт как по маслу, непринуждённо, мысли и слова сами лезут в голову, а темы находятся, и всегда есть что сказать, о чём поболтать, какие истории поведать: смешные и не очень, в 80% случаев.
В коллективах же, начинала с кем-то общаться, тем не находилось, приходилось что-то долго думать, чтобы ответить, не было такого лёгкого и непринуждённого общения. И я всех стеснялась.
Ладно, это бы случалось в половине случаев, я бы просто подумала, что не мои люди, слишком разные, но это случается из раза в раз, что заставляет меня думать, что это закономерность, а не случайность.
Были ли проблемы с такой коммуникацией в детстве? Да. Причём, сколько себя помню, ещё с детского сада.
Не знаю что делать. На работе чувствую себя какой-то белой вороной, хоть и в нерабочей жизни везде своя.
Единственный коллектив, в котором заладилось общение - это работа, на которую меня позвали знакомые, там была большая их часть. Поэтому и пошло общение. Правда, бросить пришлось, не понравилась сама должность.
Причём, вообще непонятно, почему именно с коллегами, сокурсниками не ладится коммуникация. Такие же абсолютно люди, что и по улицам ходят, по кафешкам, по праздникам и выставкам всяким, а как с коллегами поговорить - так в голове пустота, слов и тем не находится даже если ко мне сами инициативу в болтовне не о работе проявляют.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Татьяна.
Анастасия, добрый день!
Скажите пожалуйста, у Вас не получается разговаривать непринужденно с коллегами только на работе? А вне работы как складывается общение с этими же коллегами? Вы ищете темы для общения с коллегами на профессиональные темы или на любые, в том числе «какая погода» или «ура, премия»?
Общение вне работы у Вас проходит более легкое в силу Вашей открытости, свободы самовыражения и ощущения безопасности.
Общение в коллективе (рабочем ли, в детском коллективе садика или школы) - это ожидание оценки со стороны, стремление соответствовать каким-то правилам и нормам, которые уже сложились. Здесь без общения с Вами сложно понять причину.
Застенчивость в рабочем коллективе часто является следствием собственного желания быть лучше и страхом сделать что-то не так. Такой страх - это тревожность, так называемая ситуативная тревожность, когда Вы допускаете свой страх управлять Вами и ... судорожно стараетесь угадать способы как понравиться другим. Эмоция тревоги - одно из наиболее частых переживаний людей в критических ситуациях.
Как вы понимаете, невозможно быть идеальным всегда и во всем. Нередко на почве завышенных требований к себе и своей внутренней самокритичности появляется как раз такая скованность, страх допустить ошибку.
Стеснение вообще присуще каждому человеку. Это природная сущность. Все, чего мы стыдимся зависит от нашего опыта и воспитания. Вспомните, чего Вы стыдились в школе, почему скованно себя чувствовали? Как Ваши родители Вас учили вести себя в незнакомом коллективе? Как раз здесь хорошо бы поработать с психотерапевтом и найти в себе эти триггеры (крючочки, которые цепляют вас). Негативный прошлый опыт может не осознаваться. Но стать привычным поведением.
Попробую предложить вам способы, как перестать стесняться говорить с коллегами и налаживать отношения на работе:
Если Вы четко знаете, какой именно прошлый негативный опыт заставляет Вас стесняться разговаривать с коллегами непринужденно, то попробуйте упражнение: закройте глаза и представьте себе на внутреннем экране неприятную сцену, которой вы боитесь (я, например, боюсь что я говорю, а меня не слушают). Отвернитесь от этой «сцены своего внутреннего кино», глубоко вдохните, затем повернитесь лицом к «сцене» и легкой тонкой струйкой выдохните воздух, смывая изображение. Помните, как Вы дуете в трубочку для коктейля? Вот такой тонкой струйкой. Пока не смоется вся картинка. А затем начинайте разговор с тем, с кем хотели.
Снижайте критичность по отношению к себе. Найдите в себе лучшие качества, которые помогают вам выполнять свою работу, которые помогают вам налаживать контакты вне коллектива и … хвалите себя за них.
Подмечайте достоинства окружающих. Есть такая интересная вещь, что когда мы осуждаем других, то повышается и наша критичность по отношению к себе. Как будто мы говорим «как я замечаю недостатки других, так и мои недостатки видны всем окружающим». Так мы повышаем свои требования к самому себе. А чем больше требований к себе, тем тяжелее выходить из облика серой мышки.
Общаясь с коллегами начинайте хвалить их за что-то, «с тобой так легко решать задачу», «у тебя такая располагающая улыбка», «скажи, как ты считаешь». Предлагайте людям похвалу их действий, это будет и общая тема, и Вы дадите собеседнику возможность открыто говорить с Вами, как с приятным и внимательным собеседником.