Не могу справиться со взрослым учеником 45 лет.

Вопрос психологу:
Я бы хотела получить совет, для того чтобы понять сложившуюся ситуацию. Исходные данные. Я преподаватель английского языка, стаж работы 18 лет. Студентов всех возрастов и типов в моей жизни было много. К счастью, все остались довольны моей работой, много успешных экзаменов, счастливых поступлений, историй иммиграции.
Более 10 месяцев назад я начала заниматься со взрослым. 45 лет, успешный предприниматель, по его словам, имеет три высших образования, одно из которых клиническая психология и он это подчеркивает. Характер у него непростой, он часто старается подчеркнуть своё финансовое превосходство, зачастую дает неуместные финансовые советы, которые имеют откровенно провокационный характер. Например, когда выдаёт косвенные послания такого типа : " успешные люди преподают в международных университетах. Если это не так, то тогда есть серьезные вопросы к компетенции".
Это один из примеров, но их может быть действительно очень много.
Например, предложить приобрести гарнитуру для занятий по skype определенной марки, стоимостью 50 или 60000 руб.
Тем не менее, меня действительно волнует совершенно другое. Человек очень остро воспринимает любое исправление. Если я исправляю грамматику, он всегда спросят почему, и предложит альтернативы, которые как правило, тоже ошибочны.
Я прекрасно знаю, что он знает правило, я всегда терпеливо объясняю его снова и снова. Но иногда, объяснив ещё раз правила в примере номер один, не дает никакой гарантии, что в примере номер два студент не повторит те же самые ошибки и те же самые возмущения. " А почему? А почему я не могу вот так? А так почему тоже не могу?"
Речь идет не о том, что человеку досаждает ошибка, речь идет о том, что он не может допустить ситуации, в которой он не прав. Часто слышу такие ответы: "Нет, такого быть не может. Это не так" . Причем не имеет значения, если я продемонстрирую ему ситуации в разных источниках. Нет. Это "скорее всего опечатка". Если не слышит диалога в записи: "Плохое качество диска или диктора".
Зачастую, он пытается скинуть ответственность за свои неудачи на меня, указав на то, что нормальный преподаватель в состоянии предложить студенту ряд от мер, по которому студенту станет точно понятно.
Я много раз ему объясняла, и призывала не сбрасывать ответственность на меня, постольку поскольку с моей стороны, я все делаю последовательно, и если он считает что вина моя, он может поменять преподавателя.
Тем не менее, каждый раз, когда я предлагаю ему отказаться, он продолжает назначать новые уроки.
Важно подчеркнуть, что он занимается ежедневно, поэтому он сразу попросил исключить любые домашние задания. Не проблема, в том случае, когда человек готов работать в усиленном режиме. Однако, помимо проблем в реакциях на ошибки, он отказывается применять любые советы, которые я даю в плане дидактики, никогда не записывает, а память настолько слаба, что он не в состоянии удержать слова в памяти более чем несколько минут.
Очень часто самые простые слова, когда они вновь появляются в тексте, снова оказываются полностью новыми. То есть у человека даже не возникает ассоциация, что это слово где-то уже было.
Слова-омонимы вызывают огромное возмущение этого человека.
Он обрушивается на весь словарь английского языка, называя его нелогичным, неправильным, непостижимым. Мои подсказки, что контекст сильно помогает он не принимает.
Он очень часто опирается на русский язык, поэтому когда правило не сходится, это вызывает его очень бурную реакцию. При этом, доводы о том, что все языки разные, не работают . Я предложила метод от имитации, точнее, вместо того чтобы рассматривать корни каждой ситуации, просто принимать структуры, в том виде в котором они к нам приходят. Так, как это делают дети в младших классах.
Такой метод он не рассматривает, убеждая меня в том, что он должен понимать о чём идёт речь. Частая фраза "мне нужно автоматизировать, чтобы все пришло на уровне подсознания, на подкорке, если я не пойму - я не запомню". Однако, в языке автоматизация придет, когда ученик , а не учитель произнесет слово 100 раз. При этом, он не проявляет минимального пожелания спокойно запомнить правило, ощущение, что он полностью не готов использовать свой собственный мозг. Например, даже во время урока использует гугл перевод, пытаясь убедить меня, что это он сам сказал, что это "всплыло из подсознания", и по этой причине он не знает значения многих слов из своего же предложения. Каждый раз, когда он встречает затруднительно ситуацию, я предлагаю ему вспомнить правила, он говорит, что правила не знает, поэтому я должна ему снова объяснить. И я в 600 раз объясняю правило, постольку поскольку, моя роль на уроке именно эта.
Иногда, предлагаю ему упражнения, где он должен повторить за диктором, небольшие фразы, небольшие слова.
Я прошу просто повторить, не требуя никаких объяснений, это упражнения на произношение.
Он отказывает их выполнять, убеждая меня в том, что не в состоянии. Ощущение, что передо мной ребёнок с серьезными нарушениями ВПФ. Тем не менее, это не так, постольку поскольку, у нас были ситуации, в которых он не только спокойно справлялся с заданиями, но и спокойно относился к исправлением, помнил правила и слова. Поэтому сказать, что у человека есть нарушения, связанные с нервными функциями, будет неправильно. Равно как и сказать, что он ничего не понимает.
Необходимо сказать, что человек живёт в стране английского языка, Но при этом совершенно не общается с местными, супруга русскоговорящая, мы с ней знакомы, женщина полностью в собственности этого мужчины. Он управляет, властвует, командует.
Когда я предлагаю ему завести несколько друзей, знакомых, с которыми он сможет общаться, например, просто ходить в парк с собакой или посидеть в кафе, или просто почаще общаться с местными, на любые темы, даже просто купить пылесос в магазине, а не через интернет. Он не рассматривает такие варианты. Часто у меня возникает ощущение, что передо мной человек, который хочет научиться прыжкам в воду, при этом, не хочет набирать в бассейн воды. Изо дня в день он прыгает с трамплина в пустой бассейн, а при этом уверен, что если он будет продолжать это делать, его прыжки станут технически идеальны, и лишь тогда он нальет туда воды.
Я забыла сказать, что изначальное желание студента было повысить уровень знания языка, чтобы в будущем учиться в престижном ВУЗе Великобритании.
Естественно, на элементарном уровне нельзя предлагать темы научно- естественного или финансового характера, в том формате, в котором он бы хотел их увидеть. А если такое сделать, то процент непонятного будет равен 100. Периодически он предлагает на уроке разобрать какое-нибудь исследование по генетике рака на английском. Что вроде бы он его уже прочел, но желает понять в деталях. Я понимаю, что он лжет, но не отказываю. Он засыпется на первом же абзаце, просто не понимая связи слов в предложении. О какой же генетике тут можно говорить.
Приобретение языка идет через простые термины, ему неприятно, что я ему предлагаю простые темы, которые также даются ему с огромным трудом. Я даже готовила специально уроки, на стимулирующие его темы, например финансы, я излагаю их простым языком. Однако, и это решение ему не подошло, постольку поскольку он видел "финансовые отчёты самых крутых мировых компаний", они выглядели иначе. Ощущение, что он даже не понимает насколько нелогично его утверждение. Будто он не понимает где он сейчас и почему невозможно предложить ему текст в оригинале. Мое ощущение ситуации, что человек постоянно пытается провоцировать, и чем эффективнее и логичнее мне удается отразить его попытки манипуляции, тем сильнее он устраивает "шоу". Было бы логично предположить, что если я не справляюсь с ситуацией, то я могу уйти. И я часто предлагала студенту расстаться. И студент не соглашался. Но я прекрасно понимаю, что раз человек настаивает на моем участии, то значит он ощущает, что у меня есть возможность ему помочь. Я совершенно спокойно и технично реагирую на его выходки, однако мне бы хотелось получше понять, какая же динамика установилась в нашем классе и есть ли способы решения таких проблем. В моей профессии я специалист гибкий, готова перевернуть все в любом направлении, но я ощущаю, что здесь более глубокая ситуация. Человек по ту сторону экрана настолько требует к себе внимания, что ощущение, что ему всю жизнь говорили, что он неудачник и он не может выйти из замкнутого круга. Я часто говорю ему о доверии, что в классе оно необходимо, о том, что язык - это живое... Но это не путь к пониманию. Буду рада мнению экспертов.
Автор вопроса: Мария Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Мария!
С интересом прочитала Вашу историю взаимоотношения с учеником и, честно гово-ря, не поняла, что Вы хотите от таких отношений.
Вроде бы Вы не сомневаетесь в своей компетенции, вроде бы готовы и можете давать материал тем, кто готов и способен его принять и оценить, и зачем-то уперлись в стену, преодолеть которую по каким-то причинам Вам, похоже, необходимо.
Но тогда стоят вопросы как раз в Ваших сомнениях в своей компетенции или неспособность признать свои ограничения – вот, оказывается, не для всех Вы можете быть хорошим учителем!
Зачем Вам быть хорошей именно для этого ученика? Это вызов, брошенный значимым другим, от которого Вы не можете отказаться по материальным или профессиональным соображениям? Тогда кто этот «другой», которого так напомнил Вам этот упертый и своенравный ученик? Почему для Вас так важно подготовить и получить признание именно от такого типа людей? Где и когда в своей жизни, как профессиональной так и обычной Вы поранились об этот тип непризнания Вашей ценности?
Вот меня лично совсем не волнует способность или неспособность ученика взять материал и услышать педагога. И тем более, его психоэмоциональная сторона жизни, которая заставляет его теперь любой опыт пропускать через фильтры сомнения в компетентности другого или ценности его знаний и советов. Для меня гораздо важнее Ваша ре-акция на все происходящее.
Надеюсь, Вы не последний кусок доедаете, чтобы хвататься за любую работу! Иначе объяснить то, что Вы позволяете осуществлять над собой такое психологическое и эмоциональное насилие и издевательство объяснит можно только проблемами в самооценке и нездорового перфекционизма.
Человеку свойственно избегать неудовольствия в своей жизни. Это естественная защитная реакция на попытку покушения на его ценность и цельность. И только особенности привитой человеку культуры или история его развития и становления как личности может сопровождаться подобным терпением и в некотором роде, даже мазохизмом.
Вы столкнулись с типичным перверзным нарциссом. Они строят свои отношения с другими путем обесценивания этого другого по сравнению с собой-любимым. Их цель в отношениях любой ценой заставить оппонента сомневаться в себе, вызвать на реакцию доказать окружающим, чаще всего именно самому нарциссическому типу личности то, что подобные мысли ошибочны, увеличить старания на ниве такого доказательства и, в идеале, получить услугу, навыки или знания, а может даже чувства другого( в близких отношениях они также ведут себя с партнерами), без особых для себя затрат или с минимальными затратами. Поэтому не они будут неспособны усвоить, понять, научиться делать или чувствовать, а другой не способен правильно научить, продемонстрировать или понять его чувства. В этих отношениях подобные Вам всегда будут в проигрыше, сколько бы усилий не прилагалось, оценивать Вас будут низко и обидно – медленно, дорого и некачественно, старыми методами, я и сам это знал и умел, ничего нового, как за это вообще можно брать деньги и т.д.
На мой взгляд, выход из этих отношений один – уйти из них, расстаться с подобным типом людей, отказаться от них первому, не вступая в навязываемые токсичные отношения, которые будут бить по самому ценному в Вас. Иногда лучше расписаться в своем бессилие с конкретным учеником, чем потом сомневаться в своих способностях и отказывать другим, готовым брать знания.
Да и вообще, в подобных отношениях ученик-учитель должны быть две заинтересованные стороны, причем в Вашем случае, желательно одинаково. Все-таки взрослый человек должен быть мотивирован получать новые знания и навыки, а не как в школе, учитель обязан дать ученику тот минимум, который позволит ему определиться в необходимости конкретно для него дальнейшего углубления их или их полной бесполезности. Не будьте мотивированы больше, чем Ваш ученик. Ведь, по сути, ему больше надо получить знания, которыми Вы уже владеете.
Еще мой педагог в институте говорил, что для каждого ученика есть свой учитель, который сможет разбудить в нем жажду знаний. Попробуйте успокоить себя тем, что Вы не он для этого конкретного ученика.
С уважением, Елена Гладкова