Как заканчивать проекты, регулярно творить и понять, что я хочу от творчества?

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Вопрос будет касаться творческой самореализации.

Пишу прозу сколько себя помню. Публиковаться (в интернете) начала в 17, в 20 победила в офлайн-конкурсе и мои рассказы опубликовали в альманахе. Образование — журналистика, работаю копирайтером, расширяю навыки и мне всё, в принципе, нравится. Всё, кроме творчества.

Последнюю крупную повесть я написала года два назад и с тех пор — только попытки, чаще всего забрасываемые на половине, или на этапе первого черновика. Пишу далеко не каждый день, хотя времени достаточно хотя бы на пару сессий в неделю. Всё время жду вдохновения (пробовала без него писать каждый день по 1500 слов — было хорошо и вышло закончить, но по итогу показалось мне графоманией и было заброшено, теперь боюсь этот опыт повторять). В общем, пробовала очень разные системы: писала без предварительного плана, или с очень точным планом, каждый день, в определенный день, вне дома — всё зря.

На самом деле вдохновение появляется гораздо чаще, чем я сажусь писать. Мне себя нужно прямо уговаривать, даже когда слова сами из головы лезут. С рабочими текстами всё не так — села, написала, вычитала, сдала. Удовольствие от писательства не прозы (постов в блог, статей) у меня есть, но это другое, спокойное удовольствие. От прозы же у меня просто экстаз, и сейчас мне кажется, что только с таким настроением получается то, что мне нравится по итогу. Раньше такого не было: когда я писала в 17, тексты выходили чуть ли не каждый день, легко и свободно. Но тогда у меня было куда меньше знаний и амбиций, а вот времени свободного — просто уйма.

Конечно же, я бы очень хотела написать и издать книгу, или хотя бы иметь небольшую базу читателей в интернете. С другой стороны, мне очень претит раскручивать себя, «торговать лицом», стучаться в издательства. Я не особо общительна и довольно стеснительна (психотерапевт определила у меня социофобию). Иногда периодами появляется смелость и активность, но в основном всё вот так вот. Я очень боюсь стать таким человеком, который к месту и не к месту говорит о себе, пиарит себя, зациклен и показательно влюблен в свои работы. Но даже когда их уместно показать, я этого не делаю, потому что в моем портфолию только старые тексты и их бы можно было бы доработать (этого я тоже не делаю по тем же причинам).

Один из аспектов моей неопределенности — отношения с писательством. Мне кажется, что если бы я воспринимала писательство как хобби, то не волновалась бы, что забрасываю (у меня довольно много увлечений и я могу не вспоминать о них месяцами и ничего страшного, не говоря уже о том, что меня даже не тянет кому-то показать свои работы). Ну и писала бы себе в стол или для тех 12 подписчиков, что у меня есть. Если бы воспринимала это как потенциальную карьеру, то упражнялась бы каждый день и наращивала бы портфолио. А на деле мне хочется признания, но при этом чтобы работать в своем темпе и не заниматься маркетингом. Плюс, когда я долго не пишу, начинаю себя за это корить, да и меня просто тянет, а я себе как будто запрещаю.

Критика расстраивает, особенно когда она не конструктивна. Я за годы учебы и работы привыкла не воспринимать свои тексты как своих детей, так что спокойно могу переписать всё заново, отредактировать, исправить стиль и так далее. Но не когда один знакомый назвал мои тексты «вторичным г...». С этим человеком давно не общаюсь, но слова очень сильно запали в душу и, наверное, повлияли на меня. Но в основном все отзывы, которые я получаю, довольно позитивны. Наверное, потому что их мало.

С психотерапевтом этот вопрос мы таки и не разрешили, я ушла и сейчас не могу себе позволить лечение. Медитирую, занимаюсь йогой, иногда письменными практиками (фрирайтинг), чувствую себя относительно хорошо. Регулярно читаю книги разных писателей об их ремесле — помогает на короткое время, но потом всё обратно возвращается.

Сейчас работаю над одной повестью уже почти полгода — это мой рекорд, пусть и написано всего три главы. Очень, очень боюсь, что надоест до момента как напишу, уж очень нравится идея.

Я понимаю, что готовых рецептов успеха не существует. Но мне бы очень хотелось услышать в каком направлении мне двигаться, что «копать», чтобы понять хотя бы в чем корень этой проблемы. Это меня действительно беспокоит, периодами очень печалит. Я хочу установить с писательством какую-то более менее адекватную связь, писать чаще и определиться с тем нужно ли мне, чтобы меня читали, или мне это кто-то навеял.

Также добавлю немного о моей семье: оба родителя живы, мать сильно опекала, считала меня болезненной (не без оснований), критиковала, её любовь нужно было заслужить. Привила нездоровые отношения с едой: я болела анорексией, у матери, кажется, что-то похожее, она всё время худеет. Уехала от них два года назад сразу к молодому человеку. Он меня всячески поддерживает, обо всех проектах узнает первым и я ему доверяю на 100% Понимаю, что пропустила важный этап -- жизнь в одиночестве, но я люблю бойфренда и развиваю самостоятельность.

Я понимаю, что готовых рецептов успеха не существует. Но мне бы очень хотелось услышать в каком направлении мне двигаться, что «копать», чтобы понять хотя бы в чем корень этой проблемы. Это меня действительно беспокоит, периодами очень печалит. Я хочу установить с писательством какую-то более менее адекватную связь, писать чаще и определиться с тем нужно ли мне, чтобы меня читали, или мне это кто-то навеял.

Автор вопроса: Анастасия Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Думлер Ольга Владимировна.

Добрый день

Ответьте себе честно на важный вопрос: Что вы хотите? Какая конечная цель?

Вы хотите сделать написание прозы вашей профессией и источником дохода?

Или другие варианты?

Это важно понимать, потому что от этого и будет зависеть траектория дальнейшего движения. Не понимая конечную точку, двигаться некуда.

Подумайте, Что вы хотите от в вашей жизни в целом, работы, отношений?

Как с этим связано (как на это влияет) ваше творчество?

Возможно, изменив свой формат творчества, произойдут те изменения в жизни, которые вас неосознанно пугают (например, «стану знаменитой, придется общаться с людьми», «не все работы будут востребованы, останусь без средств к существованию» и пр)

Нужно поискать свои переживания и страхи.

Представьте во всех красках, что вы достигли желаемого в творчестве:

Как изменилась ваша жизнь (что ушло, а что наоборот появилось)?

Как вы выглядите?

Кто рядом с вами?

Как выглядит ваш рабочий день и пр

Замечайте свои эмоции и реакции тела, когда представляете это.

Ваша работа (журналистика, копирайтинг ) также творческая, но это, как я понимаю, проблем не вызывает.

Попробуйте поисследовать - в чем ключевое различие, что в работе творится легко, а в написании прозы - сопротивление?

Выпишите, Что способствует созданию вдохновения для написания на работе?

Что из этих факторов можно использовать для своего творчества?

Готовых универсальных рецептов нет, важно найти свой.

У вас есть уже положительный опыт написания прозы (повесть, награды за вашу работу). Значит он у вас есть «свой рецепт».

Подумайте и вспомните, что было тогда, 2 года назад, что вас вдохновляло и позволяло писать?

Что изменилось с тех пор?

Интерес - величина непостоянная, только дети двигаются исключительно из интереса. Результаты взрослого человека = интерес+ желание + делание. Важно понимать, для чего мне это нужно, как можно повлиять на свой интерес, продолжать движение, когда его нет.

Вы говорите, что вдохновение вас посещает, но вы не садитесь писать.

Попробуйте прочувствовать этот момент:

Что происходит перед этим?

Что в целом влияет на возникновение у вас вдохновения?

Выпишите все возможные варианты, которые являются вдохновляющими для вас.

Возможны ли в этот момент варианты: записываю на диктофон, раз не сажусь и т д?

Связаны ли начало «самостоятельной» жизни без родителей и окончание творчества? (Вы отмечаете один временной период)

Не происходит ли так, что уехав от мамы, доказывать своё право на любовь и признание больше не нужно и, потеряв внешний стимул, вы остановились.

Вы пишите, что раньше было меньше амбиций.

Сейчас эти амбиции про что?

Что значит для вас признание?

Как вы поймёте, что вас «признали»? По каким признакам?

Признание кого вы бы хотели получить?

А на самом деле?

Для чего вам необходимо это признание?

Вы сейчас смотрите на ситуацию «черно-бело»: либо экстаз, либо это не творчество; либо никак о себе не заявляю, либо самолюбование и безудержные рассказы о себе. Есть ли промежуточные варианты?

Учитывая ваши динамики (анорексия и пр), в целом нет желания «быть заметной». А быть востребованным писателем в целом про «показать себя миру». И напряжение, связанное с этим, негативные отзывы и пр- цена вопроса Стать писателем.

Что самое страшное в том, чтобы заявить о себе?

Что из сопутствующего можно делегировать? Нанять маркетолога и т д, если сами не хотите продвигать себя.

Все эти вопросы легче проходить совместно с психологом, коучем.

С уважением к вашему желанию узнавать себя

Оцените ответ психолога:

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг: 5.00; Отзывов: 5
Психолог Думлер Ольга Владимировна

Автор: Думлер Ольга Владимировна

Город: Тюмень

Квалификация: Психолог

Ответов психолога на сайте: 38

Добавить комментарий

Данная форма предназначена только для комментирования текущих публикаций. Если у вас есть вопрос психологу, то его следует задавать здесь.


2020-06-26