Как начать заниматься своим проектом, когда не хочется.

Вопрос психологу:
Вопрос к психологам. Я все время хочу начать заняться своим проектом. Пока я им не занимаюсь, мне очень нравиться продумывать его детали, это доставляет мне удовольствие. Но как только я сажусь и начинаю все это реализовывать, на меня сразу же накатывает ужасная тоска, делать ничего не хочется, откладываю в долгий ящик. При этом не занимаясь проектом, опять начинаю что то придумывать, искать, творческий процесс идёт. в итоге проект так и остаётся где то в мыслях, а реализации никакой. Что это, и есть ли способы бороться с этим состоянием? Это состояние беспокоит меня уже довольно долгое время, раньше я такого за собой не наблюдал, всегда брался за свои идеи и реализовывал их при этом получая от процесса удовольствие. И ладно бы мне не нравилось то что я делаю, но мне думается что нравится и что это моё призвание. Депрессивные состояния у меня давно, я был у психотерапевта, проходил курс лечения и общался с психологом, но по сути ничего так и не решилось. Причем я не могу сказать что в данный момент я нахожусь в депрессии, я этого не чувствую, но эта жуткая апатия ко всему ужасно надоела, и как из этого выбираться просто не понимаю. Делать ничего не хочу, как ни заставляю себя, каждый день это "вот сегодня нет настроения, завтра точно начну" и так постоянно.
Автор вопроса: Анонимно Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анонимный вопрошатель!
Процесс творчества один из самых ресурсных направлений деятельности человека. От идеи до ее воплощения множество интересных и самостоятельных этапов, каждый из которых может приносить собственное удовольствие и огорчения. Да и даваться они могут с разной степенью сложности. Именно поэтому, очень часто самостоятельный проект может постепенно обрастать дополнительными исполнителями-участниками или реализовываться самостоятельно лишь в небольшом объеме или частично.
Поскольку самих этапов много, то вполне логично, что и собственных способностей или знания и возможностей у каждого творческого человека может быть не на весь проект одинаково достаточно. Кому-то легче и интересней работать с идеей и составлять планы, у кого-то лучше получается реализация по готовому плану или задуманной схеме, а кто-то нуждается в контроле и наставлении даже по готовому плану или схеме. Собственно, так у большинства и это вполне нормально, быть не «шестируким восьмикрылом»! Кстати, это касается любых проектов, как глобальных, так и простых, на первый взгляд, «для собственного развития и использования».
Что делать, если проект «застопорился» на этапе «воплощение идеи»? Для начала, остановиться и задуматься, а не рано ли к этому самому воплощению вы обратились? Может быть для Вас обычным является необходимость все делать только лично, чтобы не отпускать контроль за ситуацией, может быть Вы замахиваетесь на слишком большой кусок, проглотить который пока не сможете самостоятельно, а может быть у Вас просто недостаточно опыта и знаний в той области, которая станет Вам необходима для реализации задуманного.
Если Вы нуждаетесь в контрольных функциях, начните с анализа самой задумки. Разделите ее на небольшие этапы, каждый из которых должен «дать определенный результат» по его окончании. Кстати, именно видимый или понимаемый результат каждого отдельного этапа реализации задуманного очень хороший мотиватор для дальнейшего движения к поставленной цели.
Затем оцените, насколько самостоятельно Вы сможете каждый из этапов выполнить. Если в ходе такого анализа Вы придете к выводу, что Вам необходимо привлекать дополнительные ресурсы или участников для их выполнения, признайте и примите эту необходимость, а заодно и обдумайте, где эти ресурсы или участников будете привлекать.
Если Вы из тех, для кого «идеальный» вариант исполнения задуманного единственно возможный результат любого начинания, то Вам будет сложно хотя бы потому, что возможен как раз результат в стиле «первый блин-комом» и это может стать непреодолимой преградой для дальнейших Ваших действий по реализации проекта. Ведь для идеалистов лучшим «оправданием» своей пассивности служит как раз неидеальность результата – если не великолепно, значит никак. Допустите возможность ошибки, провала или даже этого самого «кома» в начале любого своего проекта. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А сами ошибки лучший способ найти наилучшее решение для своего результата.
Теперь о помощниках. Иногда они просто жизненно необходимы. Но это совсем не означает, что проект перестает быть Вашим! Просто правильно распределять собственные ресурсы один из способов дойти до результата. Если есть возможность использовать специалистов, обязательно используйте их, заложите такие расходы в смету реализации задуманного. Если предпочитаете все достигать путем изучения всех нюансов, будьте готовы, что реализации задержится во времени. А иногда именно продолжительность выполнения проекта становится главной проблемой – идея перестает быть актуальной, рынок насытится похожими предложениями или Ваш «запал» угаснет раньше, чем Вы достигнете главного результата своей деятельности.
Теперь о запале, который может угасать иногда вопреки очевидному интересу самого исполнителя. Тут все просто. Если для человека любые продолжительные проекты становятся неинтересны именно из-за их продолжительности, то это просто говорит о способе человека организовывать пространство вокруг себя. Кто-то, как спринтер, предпочитает делать все быстро и чередовать деятельность, рассчитывая на быстрые результаты ее, кто-то готов к длинным дистанциям именно потому, что делает все размеренно и не торопясь, нацеливаясь на пролонгированный и устойчивый результат длительное время. Возможно, Вы из числа первых. Тогда для Вас нужно сразу ориентироваться на быстрые «стартапы», понимая, что выигрывать имеет смысл именно на скорости реализации задуманного, на ограниченности подобных предложений на рынке. Это особое умение – предвидеть необходимость новых услуг или товаров. И те, кто оказывается в авангарде или создает подобные тренды могут рассчитывать на максимальную прибыль именно в период их появления. Если с таким «предвидением» все-таки есть сложности, то нужно запастись терпением и правильно организовать свою деятельность во времени.
А еще, думаю, Вам стоит подумать над тем, чтобы все-таки работать в команде. И если для Вас генерация идеи и обдумывание этапов и способов ее выполнения, то именно этим Вы и можете заниматься в ней, а рутину исполнительско-организационную возложить на тех, кто в этом более уверенно себя чувствует. Сейчас, на мой взгляд, любой «личный» бизнес» - это результат слаженной работы целой команды. Время сапожников и портных стремительно уходит в лету. Время использовать доступные ресурсы для решения своих целей все больше ориентируется на коллектив единомышленников и исполнителей.
А если у Вас есть проблемы в окончании любых дел, а не только задуманных проектов по бизнесу или развитию, то тут следует разбираться уже с внутренними проблемами, которые мешают Вам это сделать или понять собственное сопротивление, которое может говорить о многом в Вашем психическом мире – от ложности самих целей, к которым Вы стремитесь, до отсутствия навыков и готовности брать ответственность за свою жизнь.
Как-то так. Это, кстати, готовый запрос для работы со специалистом. И с этим Вы можете обратиться к психологу или психотерапевту, чтобы понять причины такого явления в Вашей жизни. Это опять по поводу использования специалистов для решения своих целей. Не гнушайтесь этим проверенным способом. Только в этом случае предстоит большая самостоятельная работа, а не просто ожидания, что специалист Вам даст схему, по которой Вы сможете пройти по собственному лабиринту.
С уважением, Елена Гладкова