Хамство и агрессия директора. Как сохранить свое достоинство?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, после выхода из декрета и отпуска по уходу за ребёнком устроилась на новую работу с гораздо меньшей зарплатой и перечнем обязанностей, чтобы сохранить себя для семьи, избегать стрессов и быть счастливой. Но не нравлюсь непосредственной начальнице. Усугубляется ситуация тем, что она в принципе агрессор и "хабалка", но очень трудолюбивая и выбилась в начальники упорством и некрасивыми историями про проходки по головам и предательства, о которых я наслышана. Уволить меня ей запрещает совет учредителей, там же ей и сообщили что она могла бы у меня поучиться и что я грамотней и образование у меня лучше. Теперь устраивает мне ад и пытается вывести на конфликт, хотя всеми способами показываю что не нужно мне повышение и не хочу я стрессов и новых обязанностей и ответственности, тишины хочу. Вопрос: как достойно реагировать на выпады, меня пытаются вывести на конфликт и провоцируют. Не хочу обтекать и переживать, но и в обиду себя не дам. Как вести себя с хабалкой и не быть жилеткой для её злости? Не скатываюсь до оправданий или ответов, но где меня цепануть, ищет она со всех сторон. Как вести себя перед агрессором не упав грязью в лицо? Усугубляется ещё ситуация тем, что от природы я ранима и чувствительна(художник я по специальности), но и,простите,ленива и приторможена, чтобы найти работу с достойной зарплатой как сейчас и на которой не устаю и не выгораю. Как сохранить свое достоинство?
Автор вопроса: Анна Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Анна, здравствуйте.
Давайте уяснять сути вашей проблемы. Начнём с того, что на любой работе всегда есть плюсы и минусы. Не бывает одновременно : коллектив дружный , график отличный, 15 минут добираться, большая зарплата и т.д. и т.п. Вы для себя определили приоритеты для своего жизненного положения –«…после выхода из декрета и отпуска по уходу за ребёнком устроилась на новую работу с гораздо меньшей зарплатой и перечнем обязанностей, чтобы сохранить себя для семьи, избегать стрессов и быть счастливой, .. на которой не устаю и не выгораю». Видите, сколько плюсов? Значит, и минусы будут. Ага, вот ваш минус- «..не нравлюсь непосредственной начальнице». С этим и будем разбираться. Я бы переформулировала проблему немного по другому: «как мне добиться делового взаимодействия и сотрудничества с начальницей, сохраняя своё достоинство?». Подходит ?
Если бы вы пришли ко мне на очную консультацию, я бы с вами провела подходящую технику, а в нашем случае дам вам инструкцию для самостоятельного выполнения. Выберите время , чтоб вас не отвлекал ни телефон , ни беспокоили домашние. Упражнение надо выполнять не впопыхах и не суетливо.
И так, берёте 3 листа формата А 4. На первом пишете- «Анна», на втором- «Начальница..Имя Отчество», третий- без надписи. Выкладываем на пол листы в виде треугольника друг от друга на расстоянии шага, «Я» и «Начальница»- на одной линии, третий лист- напротив них.
Дальше: встаёте на лист « Анна», спокойно делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. Вы- в своём образе, вы пришли на работу, начинайте анализировать, задавая себе вопросы:«Что именно требует от меня моя начальница? Какие она задаёт вопросы? Как именно провоцирует на конфликт- кричит, обзывает или что? ». Отвечайте честно, не принимая во внимание , что она .. «агрессор , "хабалка" и т.д. , а только то, насколько требования начальницы правомерны и законны по отношению к вам, как к сотруднице. Если вам надо приходить к 8.30, а вы приходите к 9.00- перестаньте опаздывать! Если вам надо отчёт было сдать вчера к 17.00, а вы этого не сделали- напишите объяснение по существу!. Надо стремиться к точному выполнению своих обязанностей, чтоб у начальницы не было повода упрекнуть, свести до минимума её претензии. Вы пишете про себя- «ленива и приторможена». В чём именно это проявляется в отношении выполнения должностных обязанностей? Если честно, может быть у вашей начальницы психотип смеси темперамента сангвиника с холериком, она выполняет всё быстро и вовремя, даже если и с ошибками, а у вас смесь характера , к примеру, флегматик+ меланхолик, вы медлительны и проверяете всё по 5 раз, много сомневаетесь, зато сделаете точненько петелька в петельку?. В этом случае явное несовпадение. И вам можно идти на опережение, договариваясь с начальницей. Как пример : «Марь Иванна, у вас всё быстро получается, а я медленно делаю, да у меня такая особенность и я с ней живу, что поделать. Вы могли бы мне на предстоящую неделю давать «разнарядку» по срокам сдачи, выполнению, согласованию поездок и т.д? Я буду соблюдать , работая в своём темпе и вас не стану нервировать».. Я не знаю специфику вашей работы, поэтому проанализируйте свои варианты реагирования и разговора. Главный вопрос задайте в конце- « Начальница только со мной такая злая , ..устраивает ад и пытается вывести на конфликт или так себя ведёт со всеми? Может быть у неё несчастная жизнь, кроме работы и нет ничего- ни ребёнка, ни котёнка? Может быть стоит внутренне посочувствовать ей, не переходя в защиту? Если она кричит, полыхая эмоциями- может это и не про вас совсем?
Вывод: Анна, находясь на первом листе, спокойно , беспристрастно проанализируйте ситуацию из точки зрения себя, как сотрудницы, и с уважением к личности начальницы. Так как вы сами пишете, что она трудолюбивая, а это-огромный плюс в человеке. В любом случае, начальник- она, эта женщина рангом выше вас и уважение должно быть. Запишите все свои ответы , мысли и предположения.
Дальше, шаг- на лист с надписью « Начальница». Снова спокойно делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. Вы- в образе начальницы, « вживитесь» в него, погрузитесь, смотрите на лист «Анна» и начинайте анализировать , находясь в образе: «что я чувствую по отношению к «Анне», что «Анна» не выполняет? Мне хочется её- наругать , внушить? У меня злость к ней или какие чувства? Может страх? Страх, что она займёт моё место? Почему я не могу уволить Анну? Почему запрещает совет учредителей? Почему учредители считают, что она грамотней и образование у неё лучше?» Запишите все свои ответы , мысли и предположения от образа и головы «Начальницы». Как вам было в этом образе? Может быть вы что то уже поняли, что вы, как «Начальница» хотите от Анны? Или чего боитесь?
Теперь заключительная часть упражнения: встаёте на третий лист, смотрите со стороны на «Начальницу» и «Анну» . У вас на руках- козырные карты, вы сейчас в роли психолога, психоаналитика, как угодно, и имеете размышления от обоих образов.С позиции третьего лица попробуйте понять суть противостояния. Может быть начальница смотрит на Анну и её берёт элементарная обида и зависть: « Вот эта Анна выбрала семью, ребёнком занимается, не «парится» по поводу карьеры , а я в своё время сутками работала, в декрете не была, сына упустила( ребёнка не родила..), с мужем развелась( замуж не пошла и т.д), а теперь жалею». Да, такое тоже может быть, у начальницы внутри- обида, а внешне проявляется в виде злости. «Ну я же не хуже этой Анны, сейчас найду у неё косяки и мне легче станет!».
«Слушайте», как третейский судья , что «наговорили» вам образы, но действовать вам надо от себя, конечно. Вернёмся к проблеме в начале беседы- « как мне добиться делового взаимодействия и сотрудничества с начальницей, сохраняя своё достоинство?».
Что вы, Анна, можете сделать для улучшения ситуации?. Раз учредители считают, что вы в каком- то вопросе грамотнее- хорошо. Найдите в начальнице, в чём она превосходит вас, что у неё получается лучше делать, быстрее? Сходите за советом, признайте её компетентность. Даже если знаете как делать рабочую задачу, обратитесь к начальнице: «МарьИванна, вот у меня сомнения возникли, какой вариант выбрать- можно с вами посоветоваться, вы опытнее и решительнее, а я «зависаю» на 3 часа, сомневаюсь..»- как- то так можно попробовать. Сделайте комплимент, только- ИСКРЕННЕ, как женщине.: « МарьИванна, какие серьги у вас изумительные ( платье красивое), к глазам чудесно подходят, не подскажете, где покупали, а то у меня день рожденья впереди- подарок себе подбираю». Будьте мудрее, Анна. Перед вами не только вредная НАЧАЛЬНИЦА, а личность, женщина со своими страхами и «тараканами» в голове. Но вы то теперь и мысли все её прочитали!
Напоследок, от себя скажу: я работала в должности директора предприятия 7 лет, в подчинении имея 50 человек, 45 из которых- женщины. Поверьте мне – это очень и очень непросто, нечему завидовать, жертвуешь важными вещами ради карьеры. Сейчас я на полставки работаю в другой сфере, просто сотрудником по найму- с удовольствием, находясь в подчинении у женщины начальницы. И когда я ловлю себя на мысли, что можно сделать креативнее, быстрее, вижу у неё не тот подход и т.д., я говорю себе : « Стоп, Лариса!. Директор- она. Я должна принимать и уважать решения начальницы. Я-в подчинении, а не наоборот. Я могу сходить и предложить свои идеи и мысли. Ещё могу и обязана с толком и ответственно выполнять возложенные обязанности, находясь здесь. Или искать другое место работы.»
Удачи вам , Анна!
Предлагаю вам 15- ти минутную бесплатную консультацию по ватсап +79502475881. Могу дать вам полезную консультацию по нумерологии- по дате и месту вашего рождения, в результате которой вы гарантировано получите ответы на многие важные вопросы. Звоните, а потом решите. Выбор за вами. Дополнительную консультацию вы можете получить также по почте [email protected]