Как реагировать на оскорбления директора?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Наш директор, имеет привычку оскорблять подчинённых если по его мнению, что то сделано не так или не сделано. Редко пытается разобраться в причинах, нет результата, задача не выполнена, работа не доделана, мат и оскорбления.
С его стороны такое отношение ко всем без исключения, при попытке объяснить причину, срывается на крик, т.е. попытаться объяснить причину не даёт.
Я понимаю, что это видимо вошло у него в привычку, но последнее время, я стал очень болезненно к этому относиться, нет желания работать, не хочется проявлять инициативу, предлагать варианты решения задач, и.т.д. Иной раз видишь, что нужно бы подсказать, а сам думаю, всё равно не оценят, зачем время тратить, пусть будет как будет. Работы довольно много, она разноплановая, результат зависит от многих факторов, от его действий в том числе. Раньше работал много, оставался после работы, регулярно работал в выходные, а теперь думаю поскорей бы домой.
Хотел бы научится изменить отношение к такого рода поведению таких токсичных людей. Принцип "Правда это не оскорбление, а ложь не стоит того чтобы обращать на неё внимание" прекрасен, головой это понимаю, но всё равно переживаю.
Подумываю о увольнении. Работаю в фирме 11 лет. Работа в принципе интересная, рядом с домом.
Автор вопроса: Сергей Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемый Сергей!
Ваш запрос интересен тем, что Вы распространили ситуацию, которая сложилась у Вас на работе на другие ситуации в жизни. На ситуации, в которых сталкиваетесь с людьми с подобным типом поведения. По этому, постараюсь ответить на два запроса.
1. Первый Ваш запрос, как я его понимаю, звучит так: «Хотел бы научится изменить отношение (что бы меньше переживать?) к … начальнику, который оскорбляет подчиненных (в том числе и Вас) и … не пытается разобраться в причинах».
В начале, хотел бы объяснить как я воспринимаю Вашего руководителя.
Он оскорбляет подчиненных, скорее всего, ему это приносит ему удовлетворение (так как он мог бы выбрать другую форму). Почему он оскорбляет? Скорее всего, злится из-за срывов намеченных планов. Однако, у меня нет оснований считать, что он способен только оскорблять и не способен хвалить, поддерживать, помогать. То есть у меня нет оснований считать, что у Вашего начальника есть отклонения.
Однако, у меня есть основания считать, что оскорбления подчиненных это его управленческий стиль. Дело в том, что если провал намеченной задачи чреват неприятными последствиями (оскорбление) то в следующий раз подчиненный будет стараться избежать наказания. Есть такой принцип «кнута и пряника». Так, наказание за срыв поставленной задачи это «кнут».
Неверное, этот стиль руководства (кнута) эффективен если: а) причина срыва поставленных задач на самом деле лень подчиненного, а не реальная причина (которая не была учтена при постановке задачи); б) урон от наказания является меньшим злом чем остаться без работы.
Что же произошло с Вами на работе? Вы пишете: «раньше работал много, оставался после работы, регулярно работал в выходные…». То есть похоже, что до некоторых событий Вы были очень увлечены работой и даже ставили ее выше домашних дел. Кроме того, Вы хорошо разбираетесь в своей работе (пишите, что можете подсказывать варианты решения проблемы). То есть скорее всего (будучи полностью увлеченным работой и много вкладывая в нее) Вы столкнулись с несправедливым наказанием.
То есть предполагаю, что Вы оказались в ситуации, когда Ваш опыт, знания, честное и ответственное исполнение обязанностей – оказались не оцененными. Из-за шаблонного стиля руководства (как вы выразились, привычки).
Кстати, возможно, что у Вашего начальника – профессиональное выгорание. Так как применения стереотипного без разборчивого подхода ко всем подряд – один из его признаков также как и эмоциональная отстраненность. Есть психологические тесты на профессиональное и эмоциональное выгорание.
Безусловно, если Ваши благородные порывы не были оценены, то это отбивает у Вас всякое желание их проявлять, проявлять инициативу и, вообще работать…
Что же делать?
А. Скорее всего, Вы испытали настолько сильную фрустрацию из-за того, что Ваши потребности были травмированы. И, скорее всего, это потребность в самоуважении (4 в пирамиде потребностей Маслоу). Это значит, что если Вы сможете преодолеть травматичный момент и сможете удовлетворять потребность в самоуважении, то – снова будете себя чувствовать хорошо и вовлечено на работе. Потребность в самоуважении удовлетворяется тогда, когда другие Вас ценят за компетентность.
А это значит, что подсказывая другим Вы будете Вы будете больше чувствовать себя на своем месте. Поэтому, когда Вы видите, что «нужно бы подсказать» - подсказывайте. Попробуйте пойти на встречу другим сотрудникам коллектива – уверен, что хорошая идея будет оценена (если не начальником то коллегой по работе) и Вы почувствуете себя по-другому.
Б) Можно подойти к вопросу по другому. Постарайтесь найти другой смысл в этой работе. Например, мне в голову приходят такие варианты целей (смыслов):
- научится ставить себе рабочую задачу так, что бы учесть все возможные препятствия.
- помочь (подсказывать) другим сотрудникам наиболее эффективно достигать рабочих задач (избегать наказания).
- изменить приоритеты, поставить на первое место личную жизнь, а на второе – работу (как способ получить необходимые средства).
- достигнуть самого высокого качества и эффективности в работе…
Прислушайтесь к себе к своим желаниям и стремлениям. Ответьте себе на вопрос, чем была работа для Вас? Что сейчас для Вас важно на работе, в этом коллективе? Как вы можете эти желания достичь? Здоровье связано с созиданием, созданием чего-то нового, развитием, налаживанием взаимовыгодных отношений. Выберете одно здоровое желание, попробуйте на протяжении какого-то времени (2 недели) его реализовывать в работе.
В) Можно постараться активно повлиять на рабочую ситуацию. Но, в этом направлении имеет смысл двигаться только если Вы морально готовы остаться без этой работы. Есть определенные правила обсуждения конфликтных вопросов с начальством (их можно найти в интернете) – запрещается опускаться до хамства и оскорблений. В этом направлении можно: объяснить своему начальнику в чем именно он ошибся, когда сделал несправедливое оскорбление. Например, Вы можете кому-то посоветовать, как избежать ошибки, которая не позволила (в свое время) Вам выполнить задание. И сказать, например, что эта проблема помешала Вам выполнить вовремя такое-то и такое-то задание за что Вы получили выговор.
Можно предложить заменить оскорбления подчиненных – штрафами. Объяснить, что Когда Вас назвали оскорбительно это Вас (расстроило, отбило желание работать и помогать другим сотрудникам). То есть дать начальству «обратную связь» (отчет) о том, что управленческое воздействие кроме нужного эффекта (внушает страх провалить задачу), еще отбивает желание вовлечено работать.
2. Второй Ваш запрос, как я его понимаю, звучит так: «Хотел бы более спокойно себя чувствовать, в ситуации когда оскорбляют». В принципе, если Вы достаточно уверенны в себе, в том что обладаете ценными качествами, то внешняя негативная оценка (которая сказана не по делу) должна причинить минимальный вред. Конечно понятно, когда Вы вкладываетесь, а Вас вместо того, чтобы похвалить, поругали – то причина упадка сил понятна. Но если дело в том, что Вас расстраивают оскорбления, которые к Вам мало относятся (это когда оппонент себя плохо чувствует и всех подряд ругает) – то скорее всего это проблема внутренней неуверенности. Решение этого вопроса требует длительной работы с психологом. Причины как правило в том, как родители, оценивают достижения и занятия ребенка.
А еще я Вам рекомендую посмотреть фильм «Управление гневом» с Дж. Николсоном.
Надеюсь, что предложенные мною варианты виденья проблемы помогут Вам немного по-другому увидеть свою ситуацию/