Гиперответственность по работе, напряжение и беспокойство постоянно.

Вопрос психологу:
Добрый день! Работаю в крупной компании около 2 лет. Недавно уволили коллегу, с которой у нас были одинаковые обязанности. Теперь я осталась одна и очень сильно нервничаю и переживаю по поводу работы. Такое было и раньше, я очень ответственный человек, но сейчас, так как я осталась одна и грубо говорят вся работа теперь на мне, это как будто обострилось. Переживаю без повода и по мелочам, хотя работаю хорошо, мной довольно руководство, причин для этого в общем то нет. Но никак не могу справится с мыслями о работе, постоянно прокручиваю в голове что сделать, как лучше сделать, что делать если не получится или что то пойдёт не так. В какой то степени ощущаю что есть некий страх брать ответственность на себя, ведь раньше нас было двое. Приходится это делать, естественно, потому что некуда деваться. Но от мыслей о работе нет покоя, я стала плохо засыпать, бессонница, ночью часто просыпаюсь. Появилась привычка записывать все мысли и как будто какое-то напряжение и беспокойство постоянно. Есть страх что я что то сделаю не так, мной будут недовольны и т.д. Начала даже пить таблетки от стресса, травки, но пока не чувствую что это помогает. Возможно я просто очень устала и мне необходим отдых, уже не знаю что делать и как справляется с гиперответственностью.
Плюс ко всему недавно уволили коллегу, с которой мы очень сдружились во время работы. Понимаю что личное и работу смешивать не стоит, но очень переживаю по этому поводу. Получилось так что испортились отношения в коллективе у нашего руководства по отношению к нам, были претензии в адрес обеих, руководитель даже позволял себе грубость. Претензии от руководителя продолжались, ко мне и коллеге, потом получилось так что она заболела, предупредила руководителя и какое то время не выходила на связь с ним. Он через меня интересовался как она, я с ней была на связи, просил передать ей чтобы она ему перезвонила. Однако она этого не сделала, ей не хотелось ни с кем общаться. Это было расценено как неуважение и нарушение субординации и отношение к ней очень испортилось, меня же наоборот похвалили. Впоследствии вышло так что её уволили по ситуации, на которую раньше бы не обратили внимания, это был наверное некий повод, потому что ошибка была не критична. Теперь я осталась одна и меня берут как бы на её место, на её зарплату и должность и у меня есть некое чувство вины. Хотя я не хотела её увольнения, я наоборот просила её ему позвонить, передавала все что он говорит и считаю что её несправедливо уволили. Не согласна с ней, нужно было действительно позвонить и тогда этой проблемы бы не было, я согласна что она не права в этой ситуации. После пыталась поговорить с руководителем, но решение уже было принято и это не имело успеха. Вроде бы я ни в чем не виновата, но почему то не покидает ощущение моей вины
Спасибо!
Автор вопроса: Виктория Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Виктория.
Читая Ваше письмо, действительно возникает ощущение, что Вы ни в чём не виноваты. Вы старались сделать всё наилучшим образом. Но если вина поднимается, самое лучшее, что Вы можете сделать - дать возможность чувству вины стать увиденным.
Увидеть чувство и дать ему внимание - не означает упасть в него и чувствовать себя в нем плохо. Лишь дать ему ценность. Осознать, что оно пришло. Вы не сделали ничего нарочно плохого, но оно есть. И побыть с ним. "Подышать" его. Признать, что что-то не в балансе. Не пробовать менять что-либо. Не пробовать убежать от него. А побыть с ним. Даже не в нём,а с ним.
Возможно, это действительно не Ваше чувство вины. Что-то, что Вы ощутили от коллег, или той самой коллеги, на чьё место Вас берут. Возможно, таким образом вышло глубоко запрятанное и давно забытое чувство вины из детства. Не столько имеет значение разбираться, откуда оно пришло (хотя и это интересно). Важнее увидеть чувство. Признать его. Не сбегать от него. И, когда Вы по-настоящему дадите ему внимание, Вы можете быть удивлены, что ему достаточно было лишь несколько минут. Чувства, которым мы позволяем быть, делают удивительно важную работу в нашей жизни, помогая проживать жизнь, делать её живой, не автоматической, даже скажу настоящей.
Иногда мы не знаем, что делать с силой нахлынувших чувств. Иногда даже трудно распознать их. Но это красиво и честно, если мы не отмахиваемся от них, а позволяем им быть. Причем не выливаем их на окружающих, не выплескиваем направо и налево, а проживаем их сами. Это касается абсолютно всех чувств, и положительных в том числе. Посмотрите, сколько людей боятся любить. Даже просто радоваться боятся, смеясь только с закрытыми губами. Что уж говорить о противоположных чувствах.
Если есть возможность облегчить сердце, попросите прощения напрямую у коллеги, на чьё место Вас берут. Вполне допустимо сказать фразу: "Я не предпринимала специально ничего, чтобы это произошло, но почему-то чувствую вину. Прости меня пожалуйста. Мне важно это сказать тебе". Либо даже попросить прощения мысленно уже будет красивым шагом, поскольку искренние посылы от сердца всегда работают.
Если нет возможности попросить прощения, или нет отклика сделать это, "побудьте" со своим чувством вины. Дайте ему внимание. Не знаю, насколько понятно будет для Вас через письмо то, что пишу о важности дать внимание чувству. Пишите мне на почту, если понадобиться очная консультация, на ней смогу ясно и эффективно провести через это чувство. Могу сказать, что я даже люблю это делать. Очень красивая часть работы.
По всему, что Вы написали выше в Вашем письме - да. Однозначно, Вы правы. Вам нужен отдых. Иначе, если продолжить напряжение, в котором Вы живёте и трудитесь, могут возникнуть не только трудности на работе, но и в нервной системе. То, что происходит с Вами сейчас - постоянные мысли, бессоница, страх забыть что-то относится к неврозу. Невроз (навязчивые мысли, движения, действия), к счастью самое легкое психическое не скажу отклонение. Скорее, даже недомогание. Которое проходит самостоятельно, когда стабилизируется обстановка. Поскольку напряжения много, возможно, травок недостаточно, либо Вы их принимаете не в совсем правильном виде. Обратите внимание, что Вы делаете после приема чаев: идете ли Вы после этого в кровать, или смотрите телевизор, телефон? После успокаивающих чаев важно не допускать никаких активизаций нервной системы.
Очень хорошо в стрессовый период поддерживают витамины: Магний и Витамины группы Б, а так же ванны с магниевой солью, баня, природа и прогулки на свежем воздухе, пауза в кофе возможно даже несколько месяцев (если Вы его пьете).
Данный комплекс поддерживает не только нервную систему, но и надпочечники, поскольку в стрессовый период они сильно истощаются и нуждаются в поддержке.
И самый действенный способ, это конечно же, возвращение в тело. Через чувствование своего тела, осознавание. Через массаж или йогу, через осознанное дыхание и медитацию. Здесь хороши абсолютно все эти способы. Подышите 5-15 минут глубоко утром после пробуждения и вечером перед сном, делая (комфортные) паузы между каждым вдохом и выдохом. Данное дыхание великолепно переключает симпатическую и парасимпатическую нервную систему, снимает напряжение, даже гармонизирует головной мозг и гормональные центры. Из моих личных любимых способов заботы о себе - промасливание тела по утрам перед душем кокосовым маслом (важно понять, какое подходит именно Вам: может быть еще кунжутное или льняное,например). После этого весь день тело чувствует себя более расслабленно и в то же время сильно, как бы поддерживая меня, благодаря за заботу утром. Меньше эмоций, суетливости.
В качестве морального совета могу предложить запомнить одну фразу, которая может стать в некотором роде стержнем для Вас: "научитесь снимать важность". Часто завышенная важность забирает большое количество ресурсов и энергии.
И так же хорошая подсказка в момент волнения (подходит не для всех ситуаций, но для многих) спрашивать себя, будет ли это так же важно для меня через 5 лет.
Понаблюдайте так же своё ощущение личных границ на работе. Возможно, это происходило или продолжает происходить от руководства. И чувство вины на самом деле прячет под собой гнев, который боится быть проявленным. Возможно, для Вас это не так, но понаблюдайте.
Желаю Вам найти баланс в Вашей ситуации. Возможно, когда освоитесь в новой должности, включитесь в новые обязанности, у Вас произойдёт переключение внимания и переживания улягутся под смещением акцентов. Но и сами так же обратите внимание на акценты, на своих ли местах находятся акценты в линейке: личная жизнь-друзья-хобби-работа-внешний вид и тело-спорт. Обратите внимание, что ещё просит Вашего внимания наряду с ситуацией на работе. Либо от чего Вы сбегаете в работу.
Завершу мой ответ Вам произведением Д.Антуанетт Фой:
"Дыши глубоко,
пока сладостный воздух
не погасит огонь страха
в твоих легких
и каждый вдох
не станет прекрасным отказом
быть сем-либо меньшим,
чем бесконечность".
Это для некоторого напоминания Вам о теле, дыхании и ещё чём-то большем, но не менее важном. Не умаляя, конечно же, важности работы, профессиональной самореализации и реальной ситуации сейчас в данный момент.