Я боюсь работать. Для меня работа - это стресс и каторга.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Не могу сказать, что мой вопрос уникальный, есть частичное пересечение с другими авторами, но всё-же хочется написать свой собственный, со своими собственными чувствами и переживаниями.
Начну с того, что по образованию я тоже психолог и очень долго была увлечена этой профессией. И планировала серьёзно работать в этой сфере, я прошла обучение в МИГИПе на гештальт-терапевта. Но… Как бы сказать то точнее. В то время как все мои товарищи по обучению начинали потихоньку вести консультирование, я боялась начинать. Обучение такого плана предполагало много практики, и один из видов её – это выходить в круг в роли терапевта и консультировать кого-то из участников обучения под наблюдением группы и тренера. За все три года обучения на второй ступени, я не выходила в круг терапевтировать из-за сильного страха неудачи. Я посещала интервизорские и супервизорские группы, но... и там тоже не выходила в качестве терапевта, только наблюдателя. Я боялась "облажаться" при всех. Я видела "провальные " работы других участников, я видела, как мягок супервизор и члены группы, что никто "не мочит" терапевта. Но я всё равно не могла решиться.
Я пробовала брать клиентов несколько раз. Но у меня также возникало сильное сопротивление. Я ходила на сессии с ними, как на каторгу. Чего я боялась? Наверное, того, что я некомпетентна и, что я плохой терапевт, что не смогу помочь и, наверное, чего-то ещё, что я не очень осознаю. Наверное, я боялась разоблачения в моей некомпетентности.
В итоге, после нескольких таких попыток, я решила, что психология - это не моё. Работа с клиентами для меня - это пытка. И я не пошла на сертификацию, не смотря на то, что прошла полный курс обучения и положенное число личной терапии.
Но дело в том, что так не только с психологией. Параллельно я зарабатывала деньги другой профессией. Я работала специалистом по кадрам. Пришла я в неё поздно, мне было 31 год. По случайной удаче человек готов был взять меня без опыта и всему обучить. И вот тогда я работала с удовольствием. Она терпеливо меня обучала, я могла задавать любые вопросы и не бояться быть некомпетентной. Мне не надо было принимать ответственные решения, я была простым исполнителем. Я что-то отлаживала на своих участках, структурировала и систематизировала работу. Но это было в узкой области, не касающейся стратегических задач. И тогда мне было комфортно и безопасно. Но потом она ушла, и я осталась одна. Я поняла, что боюсь ответственности, не хочу напрягаться и изучать что-то дополнительное по этой теме. Я не хотела её ответственности. Мне нравилось работать в той колее, которую я проделала. Но эта работа требует постоянно следить за изменением законодательства. Я тогда жила и работала в провинции. С одной стороны, как я уже призналась, мне не хотелось большей ответственности и перехода на более масштабный уровень, но в то ж время хотелось роста и развития. Я с завистью смотрела на успешных людей, на психологов-блоггеров, на менеджеров, которые профессионалы своего дела и мне хотелось быть такой. И мне нравилась их жизнь в достатке. И я, на тот момент, убедила себя, что всё дело в месте, что мне нужно просто попасть в более конкурентную среду, где не надо заставлять себя двигаться и раскачиваться, а быть там, где всё бурлит и учиться там, на месте. Где инновации сами плывут в руки, а люди более прогрессивны. На самом деле, я и сейчас не знаю, в чём именно была моя потребность на тот момент.
Я уехала в Москву, нашла там работу специалистом по кадрам. Мне, не смотря на то, что я написала выше, казалось, что я неплоха в этой сфере, ведь на предыдущем месте я справлялась, а чего не знаю, то освою. Буду принимать вызовы, которые ставит мне жизнь.
Но оказалось всё не так. На новом месте работы мне сильно не хватало каких-то навыков. Я даже толком и не поняла, каких именно, организационных, наверное. Теорию всегда можно было почитать. Плюс, я столкнулась с буллингом. И когда я почувствовала негатив со стороны коллег, то стала бояться ошибки, сомневаться в каждом своём решении и паниковать. Навыка самоподдержки мне не хватало совсем.
Я не справлялась с работой. Это был огромный объем, и дела мне не передали должным образом. Я постоянно задерживалась на работе часов до 10 вечера и иногда приходила по выходным. Был огромный поток работы и у меня не хватало времени остановиться, подумать и просто изучить процесс, как-то его организовать и оптимизировать. Плюс, со стороны сотрудников были постоянные придирки и упрёки, меня постоянно пытались уличить в моей некомпетентности, ставили под сомнения мои решения, и я не выходила из позиции обороны. Прямых оскорблений не было, но общение было в обвинительном тоне из позиции сверху. И я не понимала, не могла оценить, так ли я некомпетентна на самом деле или нет. Мои не такие уж и существенные, ошибки гипербализировали и каждый раз тыкали меня в них носом. Я была в постоянном стрессе. Так я продержалась 7 месяцев, я уволилась. Результат своей работы я оценить не могу, не на что опереться. Я знаю, что сделала много и держала на себе огромный поток. Но было так же много не доделанных вещей. Не знаю, реально ли было при таком объёме работы ещё и соблюдать качество или нет. Для меня этот вопрос остался без ответа. Мне для этого не хватало времени и просто более менее расслабленной атмосферы, безопасности.
Но после того, как я уволилась, я больше не хочу идти в эту сферу. Я опять боюсь столкнуться с… со своей несостоятельностью что-ли.
И когда я пишу это вам, я могу сказать с уверенностью, что такое уже случалось и до этого. На заре своей трудовой деятельности я работала секретарём и была часть работы, которая давалась мне тяжело. И я постоянно боялась, что меня разоблачат и уволят. Когда я ходила на собеседования, я тоже воспринимала их, как попытку меня разоблачить. В чём именно? Я точно не знаю. Толи в том, что я, на самом деле, вообще не люблю работать и работа для меня стресс, в том, что я очень медлительна, боюсь ответственности, не умею организовывать процесс, а когда нужно показать результат в короткие сроки, то я вообще начинаю паниковать и не могу трезво ничего спланировать.
У меня такое чувство от себя, что я очень долго была беспомощна, мать меня сильно опекала и инвалидизировала, а потом я резко попала во взрослую жизнь без нужных навыков… не знаю точно каких, частично тех, которые перечислила. И никак не могу их обрести. Беру жизнь штурмом с тем инструментом, что имею, не выходит, я сдаюсь и уползаю в кусты реабилитироваться. Сейчас я три месяца без работы. Всё ещё прихожу в себя после кадровой работы в Москве. Но сейчас нужно что-то дальше решать, деньги заканчиваются… а я не могу себя заставить искать работу. Кажется, что я вообще не хочу работать, совсем. Но как тогда жить?
Да и не знаю, чего хочу. Хочется «на ручки», обратно в детство, чтобы кто-то позаботился и пожалел. Но я понимаю, что это не конструктивный способ.
Подскажите, пожалуйста, что со мной происходит и что с этим делать? И где выход из тупика?
Заранее спасибо!
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Геронимус Иван Александрович.
Здравствуйте,Татьяна.
Поиск работы стресс для любого человека, но особенно трудно, если на предыдущем месте работы было много травмирующих событий.
Когда люди настроены агрессивно, разговаривают из позиции сверху, обвиняют, всегда очень трудно понять: действительно ли с нами что-то не так или дело в желании других людей самоутвердиться с помощи критики в наш адрес.
Если говорить о преодолении описанных сложностей, то возникает вопрос о том, какую цель Вы бы хотели бы достичь:
- вопреки всем трудностям сделать успешную карьеру в той области, в которой Вы уже работали?
- найти более подходящую профессиональную область? И тогда каким критериям она должна соответствовать?
В целом, возможно имеет смысл задать себе более общий вопрос: какое будущее через несколько лет Вас бы устроило?
В психологии существует мнение, что мы чувствуем себя увереннее и комфортнее, если наша работа в большей степени мотивирована нашими собственными целями, чем стремлением адаптироваться к внешним требованиям.
Вы пишите о том, что часто впадаете в две крайности: либо пытаетесь "штурмом" достичь своей цели, либо, если это не получается, уходите в себя, чтобы справиться с полученным болезненным опытом.
Но из вашего письма возникает впечатление, что Вам удавалось находить и "золотую середину" между этими крайностями. Был период, когда Вы освоили работу специалиста по кадрам, работали с удовольствием, при этом (пусть и в узкой области) успешно организовывали профессиональный процесс и были скорее довольны тем, как Вы работаете.
- как это удавалось?
- что вам в этом помогало?
- какие ваши качества здесь были особенно полезны?
- чем помогали другие люди?
- как должна сложиться ситуация, чтобы этот опыт можно было бы повторить в будущем?
Вы пишите о том, что Вам может не хватать внутренних инструментов для того, чтобы достигать посавленных целей.
- Какие качества или навыки здесь могут быть особенно важны?
- в какой ситуации Вам легче было бы этими навыками овладеть?
- чтобы могло в этом помочь?
Другая важная тема, которую Вы затронули - это страх возможного осуждения, "неудачи" в ситуации, где надо показать себя с лучшей стороны: на собеседовании, в учебной ситуации и т.д.
Один из способов справиться с этим страхом - это участвовать в ситуациях, где перспектива "провала" не так страшна и намеренно, и воспринимать эти ситуации, как "репетиции" (например, придти на собеседование на должность, которая вам не так важна, просто в "тренировочных" целях).
Обобщая вышесказанное, отмечу, что любой человек (не зависимо от своих способностей или навыков) нуждается в положительной обратной связи о результатах своей работы (от коллег, от клиентов, от работодателя). Если такой обратной связи нет, то возникают тревога, неуверенность, дискомфорт.
Поэтому профессиональное развитие требует поиска оптимального баланса между получением поддержки из вне и формированием собственной самостоятельности и автономии.
Искать такой баланс и выстраивать свой личный профессиональный путь можно самостоятельно или в совместной работе с психологом.