Нет компании на работе

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
3 года назад я перешла на новую работу в офисе. До этого работала в другом месте, каких-то особых проблем с коллегами никогда не было, нормальные рабочие отношения. В новом месте коллектив смешанный, соотношение мужчин и женщин где-то 70% / 30%. В целом, коллектив довольно обширный, но все разделены на проекты, т.е. в итоге люди сотрудничают только с ограниченным кругом лиц и лишь два раза в год выбираются на крупные вылазки. Мне не очень повезло, я попала в маленький проект, где мне непосредственно приходилось работать с тремя сотрудниками. Один из них был довольно общителен и попытался ввести меня в свою компанию, приглашая обедать с ними, но так как они всё время говорили о каких-то событиях и вещах, известных только им, я в основном молчала, и постепенно это сошло на нет. Однако в этом же помещении сидели ребята из другого проекта, с которыми мы сдружились, и вот тут-то я начала получать от работы огромное удовольствие. Мы делали краткие перерывы, чтобы поговорить, интересовались жизнью друг друга, устраивали совместные чаепития, обменивались интересными ссылками - то, как я и представляла себе здоровые рабочие отношения. Позже наш собственный проект расширился, появилось ещё несколько человек... Сейчас невозможно уже такое представить, но в какой-то момент меня даже стало напрягать обилие нерабочих сообщений в мессенджере и приглашения попить чай от многочисленных людей - ведь нужно было и работать. Однако меня всё устраивало. Среди многочисленных моих знакомых я нашла и своего мужа - единственного человека, который сейчас даёт мне силы работать дальше :) Вся эта идиллия продолжалась где-то пару лет, а затем получилось так, что из одного проекта я перешла в другой. Сам переход тоже был огромным стрессом для меня, хоть это и не тема письма. Я столкнулась с огромной несправедливостью, все сочувствовали мне и не могли поверить в то, что это произошло. Офис у нас довольно большой, поэтому переход в другой проект значит ещё и физическое перемещение рабочего места. В результате я попала в коллектив, с которым никогда не общалась. Это один из самых крупных коллективов нашей компании, и меня всегда удивляло, как сплочённо они работают и какие у них (по крайней мере, на вид) хорошие рабочие отношения. Однако частью сплочённого коллектива я не смогла стать по двум причинам:
1) Мне выделили очень маленькую часть группы проектов, над которой, кроме меня, работают только люди из другой страны, а также (нерегулярно) несколько человек из общей команды, но только на краткий срок (скажем, пару месяцев в году). То есть большую часть времени я работаю в одиночку и очень редко взаимодействую с людьми даже по работе.
2) В нашей компании обычно очень хорошо принимают новичков, помогают им адаптироваться, ознакомиться с предметом работы, условиями. Это сопряжено с большим количеством живого общения. Я же новичком не была, я в какой-то мере редкий, уникальный даже случай. Поэтому ни у кого не возникло необходимости опекать меня или что-то вроде того :)
Поначалу я и предполагала, что общение какое-то время будет протекать трудно, всё же я незнакомый человек. Я всех приветствовала, прощалась со всеми, проявляла все знаки обычной человеческой вежливости. Однако, надо признать, я интроверт, поэтому подойти к кому-то сама или начать отвлечённый разговор я не смогу. Периодически в месте, где я сижу, возникают беседы на отвлечённые темы, но я не вмешиваюсь, даже если мне есть что сказать. Во-первых, общение между этими людьми происходит в каком-то таком приятельском тоне, и я чувствую, что я нахожусь вне этого круга, что я чужая. Во-вторых, если задаётся общий вопрос, я всегда отчётливо понимаю, что вряд ли кому интересно мнение абсолютно незнакомого человека. Поэтому я всегда делаю вид, что работаю и не слушаю, хотя, конечно, отвечаю на прямые вопросы (но их задают редко).
Я знаю, что многие люди присматривались ко мне. Когда я общалась по работе, я всегда старалась помочь, максимально разъяснить то, что от меня требуется, сделать что-то дополнительно, если мне это ничего не стоит. В общем, старалась дать понять, что я отношусь дружественно. Но никогда никому не навязывалась с какими-то нерабочими вопросами или комментариями. Не люблю я этого. Всё, чего мне удалось добиться, - хорошей профессиональной репутации. Именно ко мне обращаются за помощью по вопросам той области, в которой я работаю, хотя есть несколько других людей, кто мог бы ответить на подобные вопросы. Но не более. Иногда некоторые девушки вроде как и заводили разговор на какую-то тему вроде моего платья или того, куда я ездила летом. Но это ограничивалось парой вопросов, и дальнейшее развитие отношений не шло. Думаю, почему-то людям часто кажется, что меня всё это не интересует, хотя я и стараюсь подробно отвечать на вопросы и задавать такие же. В жизни я часто слышала, что выгляжу неприступно и даже как-то грозно! Никогда не понимала, с чего людям так кажется? Вообще, с незнакомыми людьми часто мне сложно придумать тему для продолжения разговора, и я теряюсь. Наверное, у меня какая-то социальная неприспособленность, потому что я не знаю, как вообще люди знакомятся, тесно не общаясь при этом по работе или учёбе или во время другого совместного дела. Причём попытки других людей познакомиться я всегда приветствую, единственное, никогда не лезу ни к кому первой. Это просто выше меня - навязываться, немыслимо, даже если что-то спросить. Иногда просто стесняюсь что-то сказать, поэтому просто стараюсь сохранить покер-фейс и промолчать. Наверное, создаю впечатление трудоголика, которому никто не интересен :) При этом переживаю даже если кто-то, кто всегда здоровался, вдруг не поприветствовал меня. Но виду, конечно, не показываю - я не хочу показаться настолько отчаянно нуждающейся в каком-то социальном приятии, это одна из моих фобий. Муж, кстати, у меня такой же: он интроверт, но в отличие от меня, его не так сильно волнует отсутствие друзей, ведь на работе он предпочитает на 100% эффективно работать. А вот я - несколько другой случай.
Я работала, а время шло, и в какой-то момент я поняла, что я в тупике. Первое время я часто заходила к ребятам из прошлого проекта, но постепенно у меня появилось больше работы, а более того, я чувствовала свою вину, словно своим приходом отвлекаю их, навязываюсь им. Я всегда напоминала им приходить ко мне, говорила, что скучаю, но видимо, всё это было пустым звуком. Постепенно приходить я перестала, пересекались мы только на общих чаепитиях по поводу чьего-то Дня Рождения. Они со мной разговаривали словно ничего не произошло. Часть стареньких из компании ушла, к ним в проект пришли новые люди, и чай они ходят пить обновлённой компанией. Когда встречают меня, ведут себя словно так и надо. Думаю, им и в голову не может прийти, что мне очень больно их видеть. Наверное, даже имеет место быть ревность: они вовсю стараются для тех, кто тут работает без году неделя, а меня уже и не помнят? Хотя вот она я, я никуда не уехала! Ответ на всё один: "что-то ты перестала к нам приходить, мы тебя всегда рады видеть, не выгоним же". Недавно был забавный случай. Изредка у нас бывают тим-билдинги, куда ездит вся компания (но по желанию). И я, каюсь, впала в подростковый максимализм. Я решила: если старые коллеги не поинтересуются, поеду ли я, то от поездки откажусь. Конечно же, я не поехала. Где-то в глубине души надеялась, что они хотя бы поинтересуются сами, что случилось. Но нет, это произошло только при первой случайной встрече, и то после наводящего вопроса. Я попыталась опять высказать свои чувства, обернув их в шутку, мол, не хочу навязываться, вы меня уже и забыли. Как шутку это и восприняли. Или притворились.
Вот в таком я оказалась лимбо. Позабыли старые коллеги, не смогла влиться в новый коллектив. За пределами работы у меня есть друзья, мы часто встречаемся и общаемся. Некоторые из них напоминают мне, что главное - работа. Остальное лишь приятный бонус. А я не могу избавиться от чувства горечи. Впервые за несколько лет завидую новичкам, которых хорошо приняли. Иногда просто хочется отвлечься, попить с кем-то чай и поболтать. Но вот так вышло, что нет компании, которой я интересна. Поэтому прошу у Вас совета. Не о том, как найти такую компанию или познакомиться с кем-то. Это я зареклась делать, теперь я вижу всю правду того, что нельзя привязываться к людям на работе. Этой ошибки я совершать больше не хочу. Но чувство обиды влияет на мою работу. Может стать очень тоскливо, аж до слёз (это на рабочем-то месте!), пропадает желание работать, после, скажем, случайной встречи с бывшими коллегами. Или просто наблюдения весёлой компании на корпоративной кухне. Это как когда одинокий человек не может смотреть на счастливые парочки, только в иной сфере... Я очень хочу взять это под контроль, перестать думать об этом и научиться относиться к работе лишь профессионально, а дружеское общение получать вне работы.
Спасибо за внимание!
Автор вопроса: Елена Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Мелеш Виталий Александрович.
Здравствуйте. Прежде всего хочется отметить что дружба (предложение дружбы) - это риск, так как предлагая человеку отношения выходящие за рамки служебных, мы открываемся, для того что бы другой человек смог в нас увидеть не только коллегу (специалиста), но и человека с собственными интересами, желаниями, страхами, привычками и т.д. Но открываясь мы становимся в некоторой степени беззащитными. И будучи беззащитными, мы можем оказаться смешными, некомпетентными, слабым, неловкими и т.д.. Но вы не можете быть такой, вы должны постоянно держать “покер фейс” (быть компетентной, успешной, сильной, непоколебимой). Основное достоинство друзей это способность видеть вас беззащитной и не причинять вам боль, и то что у вас внутри (ранимость, мнительность и т.д.) может быть снаружи.
Что касается неформальных отношений на работе, то они, что парадоксально, помогают эффективно работать, ведь человек эффективнее всего работает в условиях попеременной деятельности. Ведь постоянная напряженная одноплановая работы очень быстро истощает и тут на помощь приходят неформальные отношения с коллегами. Вы хотите эффективно работать, по этому вам не обойти без этих отношений, и что бы их выстроить вам придется хоть на немного, хоть иногда открываться, рисковать, проявлять слабость. Можете это не делать, но будите уставать эффективность труда будет падать.
Говоря о ваших коллегах по старому проекту, хочется сказать что здесь вы во многом правы; у вас с коллегами завязались отношения ввиду покровительственного отношения к вам (на первы порах), они пошли к вам на встречу, проявили инициативу, открылись первыми, вы же в ответ видимо не открылись, а просто не стали задевать их слабости. И вот такие отношения могут существовать только при наличии дополнительных факторов, в вашем случае географическая близость, при исчезновении этих дополнительных факторов такие отношения обычно быстро исчезают.
Ваше желание контролировать все аспекты отношений с окружающими разрушают эти отношения. Дружба не поддаётся контролю: она или есть или её нет.