Тревога из-за самоопределения.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я не замужем, детей нет. В последнее время заметила тенденцию, что пару раз в год у меня начинаются какие-то приступы тревоги, страха, будто все внутри сжимается, сны странные снятся. Я думаю, это все связанно изначально с болезнью моей мамы, которая тяжело больна (онкология). Получается, что когда мама заболела, и ей понадобилась реабилитация после операции, единственный, кто мог о ней заботиться, была я, т.к. папа работает вахтовым методом и не мог физически быть с ней. Старшая сестра на тот момент только родила и была в другом городе, ну а я перевелась на заочное отделение, хотя тоже очень долго сомневалась (4 курс был тогда) и приехала домой быть с мамой. Тогда я еще встречалась с парнем, это были отношения на расстоянии и была еще и ими неудовлетворенна, т.к. первой призналась в любви, а он все тянул с признанием. Так длилось пол года, я была дома, было тяжело вот так прервать свой активный образ жизни, с этого и начались постоянные переживания по поводу работы, личной жизни, мамы. Через пол года я снова поехала в город, где училась, чтобы работать. Мама уже вроде бы оклемалась (это я так думала), тут я начала работать не по специальности, это начало меня угнетать, что я могу больше, а работаю в итоге продавцом (учитель немецкого по специальности), но в школу идти работать тоже не хотела, амбиции на тот момент были выше. Только я начала работать, как тут меня бросает парень, я тяжело переживала разрыв, почти год прошел, а я не могу до конца его забыть, потом оказалось, что у мамы дело со здоровьем еще хуже стало, я уволилась из за маленькой зарплаты и начала поиски новой работы, но ничего не могла найти, т.к. была на 5-м курсе и у меня было распределение, с распределением никто не хотел брать, только школы. Тут мне сестра предложила сидеть с ее детьми (и одновременно меня распределила в свою фирму), я и согласилась. И сейчас ощущаю себя домохозяйкой, ничего не добившейся. Я еще человек верующий и начала думать вообще о монастыре, но как только об этом начинаю думать, хочется бежать. Мне кажется, что у меня уже крыша едет, не могу заснуть по-долгу, практически ни с кем не общаюсь из старых подруг. Был период, когда могла начать встречаться с парнем, но и его отвергла. Не могу определиться, где мне быть. Все мои одногруппницы работают в школах и не так уже это и страшно, как я думала. Мне кажется, что не надо было мне переводиться на заочное. Что это была моя ошибка. Думаю об этом и корю себя, маму, что не остановила меня. У всех моих подруг как-то жизнь налаживается, а я не пришей кобыле хвост. Еще ужасные мысли бывают, что я уже хороню маму, которая жива, у меня каша в голове. Помогите, пожалуйста, советом! Спасибо!
Автор вопроса: катя Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Кондоба Елена Викторовна.
Здравствуйте, Катя!
Как я поняла, сейчас Вас беспокоят сожаления о том, что Вы перевелись на заочное отделение, что Ваша жизнь изменилась из-за болезни мамы и Вам пришлось отказаться от того привычного образа жизни, который Вы вели. Сожаления - это часть нашей жизни, как и изменения. С одной стороны, их можно только принять и чем раньше это получится, тем быстрее Вы почувствуете силы и желание двигаться к новым целям и ресурсы для этого. С другой стороны, судя по Вашим ощущениям, Вы чувствуете, что пошли на неоправданные жертвы в этой ситуации, были вынуждены так поступить, потому что ситуация требовала от Вас этого. Чувство Жертвы делает человека несчастным, поэтому чтобы изменилось Ваше состояние, Вам необходимо пересмотреть отношение к ситуации в целом. Я считаю, что Ваш поступок был очень человечным и по-настоящему требовал от Вас много силы воли и самопожертвования - отказаться от привычного образа жизни, от каких-то своих амбиций, пусть даже на время. Не думаю, что в этой ситуации Вы могли поступить иначе, ведь перевод на заочное отделение похоже был единственным вариантом, чтобы Вы могли ухаживать за мамой. Тревога и страх, которые Вы сейчас испытываете могут быть связаны с резкими переменами, которые пришли в Вашу жизнь, с тем, что Вы видели свой путь одним образом, а он неожиданно изменился и наступила неизвестность на некоторое время. А теперь Вам необходимо наметить для себя новые цели и планы. На мой взгляд, предложение сестры - это хороший вариант для Вас, нужно дать себе время, чтобы прийти в себя, восстановиться, подумать о том, чего хотите. Вы очень строги к себе, раз считаете, что ничего не добились. Встречный вопрос - какие у Вас были ожидания от самой себя? Я предполагаю, что ожидания достаточно высоки и это и мешает Вам пробовать свои силы, идти туда, где можно получить первоначальный опыт, в школу, например. Так что эта часть проблемы, с которой можно отдельно работать. На самом деле, школа - это ведь может быть только стартовой площадкой для Вас, нарабатывать опыт все равно необходимо. И если Вы пойдете в школу - это не значит, что Вы останетесь там на всю жизнь. Мысли про монастырь - это скорее всего тоже от внутреннего чувства Жертвы. Однако Вы - не жертва, Вы личность и Ваша жизнь не ограничивается одним выбором или поступком, который Вы совершили. В Ваших силах выбрать то, что Вам действительно нравится и хочется. Думаю, Вы обязательно определитесь с этим. Желаю Вам успехов, будут вопросы - пишите. Всего хорошего!