Панический страх работы, приступы страха и заторможенность.

Вопрос психологу:
Добрый день. У меня нет в жизни ни каких серьезных проблем: любящий молодой человек, полная семья. Образование есть и средне-специальное и неоконченное высшее. Но в 18 лет в моей жизни появилась новая сфера, реализоваться в которой я так и не могу, до сих пор. Я ненавижу работу и все что с ней связано. У меня не получалось ни на одной работе ничего, ну и в результате необходимость идти на работу превратилась в самое страшное что есть в жизни. Училась в школе я хорошо, в колледже тоже. А вот с работой как-то не заладилось с самого начала. После окончания первого курса пед. колледжа я решила в первый раз в жизни подработать, устроилась на лето воспитателем в садик. Вспоминать об этом опыте тяжело до сих пор: я плакала постоянно, я испытывала дикий страх перед работой, такой что мне хотелось в прямом смысле слова лезть на стену. У меня не получалось ничего, родители и заведующая ругали, мне было очень стыдно перед родителями казалось что я их опозорила просто. Один раз у меня даже кровь из носа пошла от напряжения. В тихий час когда дети спали я все время ревела, не переставая, я не могла остановиться. Когда все это закончилось я уехала опять учиться и решила для себя просто работа мне не подходит с маленькими детьми. Через год нас отправили на практику в лагерь, на месяц. Ситуация повторилась. Сначала я старалась, работала, не получалось ничего, дети не слушались, руководство постоянно предъявляли претензии. В итоге меня перевели на должность поименного воспитателя: отряд у меня забрали и я просто иногда сидела с детьми когда остальные были на планерке и в таком роде. В тот раз я решила рассказать маме что мне плохо и ничего не получается. Она меня отругала, стала кричать что неужели я тупее всех!?! И я решила больше ничего не говорить родителям о своих неудачах профессионального плана. После обучения я решила что исходя из моего плачевного опыта мне не стоит работать с детьми вообще. Но образование у меня было педагогическим и меня сестра устроила в мед. Техникум преподавать английский. Это было сравнительно спокойнее, но тут добавилось другое: у меня ничего не получалось, но мне не говорили ничего об этом, за спиной выговаривали все сестре а потом она мне. Ей было стыдно за меня. Я чувствовала себя как зверь загнанный в ловушку, мне было плохо, страшно, я не знала что делать дальше и как дальше жить. Решила переехать от родителей в другой город. Уехала. Нашла там работу, никак не связанную с детьми и обучением людей в принципе. Но проработала 3 месяца и уволилась. Так как у меня не получалось ничего: работала в продажах, надо было выполнять планы, у всех коллег з.п была 25-30 тысяч и только у меня 9-10, я была лузером, надо мной смеялись коллеги, они неуважительно. Ко мне относились, прямо спрашивали зачем мне здесь работать, не лучше ли уйти, непосредственный руководитель называл инвалидом. Типа ничего не могу сделать. А я от постоянной критики стала забывать даже то, что умела делать. У меня стало появляться сильное волнение, которое внешне никак не проявлялось: со стороны я была спокойна. Но и мыслей в голове не было вообще никаких, пустота, и горло болело и я не могла ничего сказать. Эти приступы преследуют меня и по сей день. Когда сильно волнуюсь я цепенею в прямом смысле. После этого было еще примерно 5-6 рабочих мест где все повторялось, я убегала в слезах через день два работы. Потом я устроилась в крупную компанию оператором кол центра. Нужны деньги были а там хорошо платили. Но в итоге меня уволили по статье за то, что я не выходила на работу два месяца. Там у меня тоже не выполнялись нужные показатели, руководитель ругал, каждый раз доводил до слез, я плакала прямо при нем, сил сдерживать эмоции уже не было. Только его это не останавливало. Ему нужен был результат. В итоге он попросил меня уволиться. Я написала заявление, надо было отработать 10 дней, но я не смогла себя сдержать и убежала с первого дня отработки и не брала трубку. Трудовую забрала через полгода. После этой ситуации я обратилась к психотерапевту. Он посоветовал сменить сферу, заняться чем то, что нравится. Я долго искала то что отравится и наконец нашла. Меня взяли ассистентом в отдел персонала. Первое время все было хорошо. Я справлялась с работой. Но после нового года ввели показатели которые надо было выполнять и от которых зависела наша зарплата и все опять понеслось. Только у меня не получалось ничего выполнять, хотя я не сидела без дела. В итоге сократили. Пролежала дома в слезах полгода. Набралась сил и решила снова искать работу. Нашла хорошо оплачиваемую работу. Но не выдержала напряженного ритма: каждый день распределять персонал на объекты, искать замены тем кто не вышел, оказалось не выносимым и опять показатели которые надо выполнять и опять не получается, я реву постоянно , в конце выходного истерики и слезы, на работе каждый день возникало желание встать и уйти чтоб закончить этот кошмар. Но я уже вроде научилась сдерживаться. Старалась не бояться, работать и ни о чём не думать. Срывы были постоянно пока не уволилась. Как результат мне 24 года, опыт работы ужасен, мне даже редко кто отвечает на резюме, но самое главное что я сама не знаю как и что делать. Я не хочу чтоб это повторялось, я не хочу в 40 лет работать кассиром или уборщицей. А все к этому и идет. Любая работа вызывает дикий страх, я уговариваю себя что справлюсь, все спрашиваю если что она понимаю. Но как только возникает какая то проблема опять возвращается этот дикий страх от которого все замирает и я торможу, не могу говорить, и я постоянно реву. Будущее меня пугает. Все мои ровесники уже давно успешно работают. А я постоянно без денег без работы, либо с работой но в постоянном стрессе. Я даже спать не могу в день перед работой. У меня появились боли в левой части груди при сильном волнении и после того как по реву. Я потеряла всякое уважение к себе, я стараюсь ни с кем о работе не говорить, для меня на данный момент это самая ужасная вещь. И я не знаю что делать. Я хочу как все нормальные люди ходить на работу и получать деньги, а не лить слёзы в рабочем туалете и потом сидеть с каменным лицом и не понимать даже элементарных вещей от волнения. У меня появились мысли о безысходности, я уже ничего хорошего не жду в жизни, даже наоборот: мне все время лезут в голову мысли что скоро мне 30 лет, никакой карьеры уже точно не будет и скорее всего мне придется идти на низко оплачиваемую работу типа уборщицы и жить всю жизнь в нищете. Мне от этого страшно и стыдно. От меня ожидали большего и родители и учителя. Сейчас я избегаю общения с бывшими одноклассниками так как мне стыдно. Я вообще ничего не зарабатываю, вся моя жизнь проходит дома на диване, я просматриваю job сайты и не вижу никакой подходящей мне вакансии. Сейчас мне настолько плохо что я не хочу общаться с людьми вообще. Иногда меня посещают суицидальные мысли так как я не могу принять свою жизнь в том виде котором она сейчас. Я не знаю как мне стать адекватным человеком. Я хочу быть самостоятельной и не зависеть от родителей или своего молодого человека. Если он сейчас со мной расстанется то я не выживу. Нет денег ни на еду ни на жилье и друзей нет. Я давно ни с кем не общаюсь близко так мне стыдно за себя, что я такая. Я очень хочу чтоб этот кошмар закончился. Но я не знаю что предпринять: я и списки всякие составляла про свои плюсы и минусы, старалась поверить в себя но все бесполезно. Мне в декабре будет 25 лет, но мне уже кажется что моя жизнь не удалась. Я не вижу никаких перспектив в своем существовании и не хочу чтоб наступал новый день. Сил нет уже. Из-за своей несостоятельности я не хочу детей. Мне кажется они будут меня ненавидеть. Я прочитала очень много статей и советов как побороть страх работы но все бесполезно. Когда нет работы я переживаю как ее найти, реву каждый день. Как только я ее нахожу становится еще хуже. Подскажите как мне успокоиться и исправить хоть что нибудь, вернуть самоуважение, как избавиться от страха? Еще забыла упомянуть: я не очень уверена в себе, и стесняюсь своей внешности. Это еще больше мне мешает. Если мне кто-нибудь ответит я буду очень признательна.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Здравствуйте, Татьяна!
Ваше письмо вызвало у меня много ответных эмоций. Чувствуется в нем и отчаяние, и ощущение безвыходности. Случай у Вас очень запутанный, потому что Вы ходите по этому порочному кругу, который так и не удалось разорвать: новая работа -> переживания -> уход с работы -> новая работа и далее по привычной схеме. Вы полагали, что устройство на другую работу принесет изменение Вашего состояния, потому что причина поначалу виделась в самом процессе работы. Хотя дело вовсе не в этом, а в Ваших эмоциях. Они не изменялись благодаря устройству на другое место. В итоге для Вас сам факт трудоустройства стал пугающим, т.к. связался прочно с негативом. Это уже не зависит от профессии или сферы деятельности, а зависит от тонких моментов, которые происходят, запуская Ваши переживания. Мы либо чувствуем, либо думаем. Одновременно невозможно. Поэтому, когда Вы испытывали сильные негативные эмоции, у Вас все валилось из рук. Это становилось причиной недовольства начальства. И тут дело не в Ваших профессиональных качествах, а в том, что внутреннее состояние и поглощенность им не позволяла Вам координировать свои рабочие действия. В связи с этим, основная задача – обнаружить источник Ваших негативных эмоций.
Давайте сейчас разделим эмоции на «до» и «после». «До» - это те эмоции, которые в Вас появились на самом первом месте работы в детском садике. «После» - это усугубление Вашего состояния с течением времени. Важно говорить именно о «до», потому что все, что Вы чувствуете «после» и в настоящий момент тоже – это уже от того, как все усугубилось со временем. У Вас сейчас развился страх ожидания и неудачи, т.к. в одних и тех же ситуациях Вы чувствовали себя одинаковым образом (плохо), и ничего не получалось. Поэтому сейчас одна только мысль о работе приводит Вас в панику, ведь у Вас нет ни одного аргумента, который бы утверждал, что следующая попытка, наконец, окажется удачной. Хотя сама проблема находится не в настоящем времени, а на этапе «до». Это важно понимать, т.к. поначалу создается такое ощущение, что Ваша профессиональная жизнь – череда неудач и глухой темный лес, откуда нет выхода.
Тем не менее, Вам, как и когда-то, важно найти работу: у Вас есть нереализованные потребности и мечты, связанные с карьерой. Таким образом, происходит столкновение Ваших собственных интересов: с одной стороны, Вы хотите состояться в профессиональном плане; с другой – нет никаких сил снова выходить на работу - душит страх и ощущение неполноценности.
Таким образом, возвращаемся к «до». А «до» было вот что: «Я плакала постоянно, я испытывала дикий страх перед работой, такой что мне хотелось в прямом смысле слова лезть на стену». Из-за чего Вы плакали, Татьяна? Вы уже изначально пришли с таким негативным настроем в первый день работы или Ваши переживания нарастали постепенно? А может быть и то, и другое сразу. Полагаю, у Вас уже на тот момент сформировался страх неудачи. Именно так я для себя называю то, что происходит с Вами. Сейчас этот страх неудачи, конечно, трансформировался и стал очень объемным, перерос в депрессию. Но когда-то он мог уже существовать в Вас в зачаточном виде. Что с нами происходит, когда мы боимся неудачи? Конечно, с большой долей вероятности в эти неудачи и попадаем. Вы будете неосознанно вести себя в соответствии со своими страхами. Страхи - это установки на определенное поведение. Поэтому, когда Вы только поступили на работу, если в Вас сидел противный червячок, который потихоньку грыз Вас и шептал: «Не дай Бог у тебя что-то не получится. Это твое первое место работы. Ты должна себя хорошо зарекомендовать», результат в виде переживаний и трудностей в процессе работы вполне предсказуем. Хочется также у Вас спросить, что именно не получалось. Какие неудачи Вы испытывали. Почему-то мне не кажется, что Вы не могли найти контакт с детьми. Видится это скорее с той стороны, что у Вы уже тогда много думали над тем как бы все сделать правильно, а не над процессом.
Отсюда мы уходим в тему того, откуда у Вас сформировалась необходимость соответствовать и делать все «правильно». Я так понимаю, что из семьи, потому что Вы написали: «От меня ожидали большего и родители, и учителя» и «В тот раз я решила рассказать маме что мне плохо и ничего не получается. Она меня отругала, стала кричать что неужели я тупее всех!?!» и «Мне было очень стыдно перед родителями казалось, что я их опозорила просто». В связи с этим, очень важно в первую очередь решать первопричину. А именно: разбираться в стиле Вашего воспитания и том, какие требования к Вам предъявляли родители. У меня создалось ощущение, что на Вас изначально делали большие ставки в семье, и Вы выросли под давлением необходимости оправдать эти ожидания. Не свои ожидания то есть, а ожидания других людей. Выходит, что ваша жизнь – вечная необходимость быть на уровне. Вот Вы даже избегаете встреч со знакомыми, чтобы не обнажилась правда о Вашей личности. При этом в самом начале письма Вы указали, что у Вас есть любящий молодой человек. Это уже многое. Вы достойны любви и уважения. Но что-то пошло не так тогда, когда кто-то поставил Вам планку, до которой важно дотянуться. Теперь Вы и сами ее себе ставите. В этом есть и плюсы, т.к. Вас не покидает желание построить карьеру. Минус в том, что Вы обвиняете себя и перестали себя ценить. Что-то мне подсказывает, что вопрос ценности собственной личности был для Вас актуален еще на самом первом месте работы. Чувствуется, что уже тогда Вы были не уверены в себе. Это подтверждают Ваши слова: "Я не очень уверена в себе и стесняюсь своей внешности".
Я предполагаю, что основная помощь Вам должна заключаться в работе с отношениями, которые были у Вас в семье. То, что Вашу неудачу на работе не смогла принять мама, очень значимо. Мы все имеем право на ошибки. Такое ощущение, что у Вас этого права не было еще с той поры, когда Вы только начинали свой карьерный путь. Но ведь невозможно все изначально делать идеально. Важно проработать детально все, о чем я Вам написала выше. Конечно, Вы верно сделали, что обратились к психологу. Хочется узнать, что в итоге не сложилось. Я поняла из письма, что Вы перестали посещать специалиста.
Татьяна, я готова оказать Вам профессиональную помощь. Условия мы можем обговорить отдельно. Если Вы настроены решать сложившуюся ситуацию и чувствуете в себе силы (иначе бы Вы не написали на этот сайт), можете написать мне лично, и мы все обсудим.
С уважением, Любовь.