Проблема с трудоустройством. Страх перед собеседованием.

Вопрос психологу:
Добрый день,
основная моя проблема - я сейчас без работы, испытываю проблему с трудоустройством.
Итак, я не работаю 2 месяца, уволилась по собственному желанию, проработала на предыдущем месте работы полтора года. До этого 3 года не работала, так как мы с мужем сейчас живем в другой стране, и я просто не могла найти работу.
Причины с моей точки зрения, почему я не могла найти работу до этого (до последней работы, где проработала 1.5 года):
- я никогда не работала по университетской специальности, сразу после института сменила специализацию и работала 5 лет дизайнером, потом переехала в другую страну;
- в стране, где я нахожусь дизайнеры не нужны, на них нет спроса, так как большое количество известных дизайнерских контор в соседней стране. Те вакансии для дизайнеров, которые я находила, требовали или прекрасное знание языка (я пока довольно средне говорю на английском), чтобы общаться с клиентами по телефону и при встречах, или завышенные требования и знания в других областях, которые по сути можно описать "и швец, и жнец, и на дуде игрец", что объяснимо тем, что эти конторы небольшие и человек должен справляться по сути с кучей разнообразных обязанностей, потому я по сути не тянула на эти редкие вакансии для дизайнеров;
- мой английский, не смотря на длительное проживание тут, улучшился, но все равно я не достигла нормального уровня для прохождения многоэтапных собеседований (первое телефонное интвервью, последующие личные), потому (возможно) является причиной отказов.
После 3 лет поисков я нашла свою первую работу - любую, куда взяли, проработала полтора года, работа была в русскоязычном суппорте - очень монотонная и утомительная, плюс раннее начало - вставала в полшестого-шесть утра, также часто работа по субботам. Также пробовала получить повышение в компании, но из-за того, что я не смогла расхвалить себя на интервью и отвечала кратко и по существу, меня не взяли, взяли 2 человек, которые обожают расхваливать себя, и могут это делать с их прекрасным английским. Постепенно накопилась усталость и недовольство, я решила уволиться, съездить с мужем на почти месяц в отпуск и после отпуска искать новую работу.
Сейчас я вернулась из отпуска, уже 3 недели назад, но я не отослала до сих пор ни одного резюме куда-либо, потому что я боюсь, что мне позвонят для первого телефонного интервью, а я буду "бэкать" или смешаюсь и не смогу нормально ответить. Для меня это важный пункт - ответить нормально, потому что работ на рынке немного, по сути их сейчас 5-8 штук подходящих (трудовой рынок небольшой), потому мне страшно "пролететь" везде из-за плохого знания языка плюс природной стеснительности плюс страха, что обо мне подумают. Если я пролечу на всех интервью, то работу я просто не получу больше нигде. И в итоге я просто тяну - записалась снова на курсы английского, чтобы улучшить свои ответы на вопросы на интервью, но основная проблема внутренняя - я боюсь, что мне снова будут отказывать как и раньше, что я не смогу ничего найти. Также мне неприятно, что в 2х из 5 контор работают наши друзья на хороших должностях, значит, они прекрасно говорят на английском, они востребованы как специалисты, и я постоянно чувствую себя ущербной, вспоминая об этом, об их месте работы и постоянно общаясь с ними.
В итоге я просто тяну и хожу на курсы английского, но внутренне мне становится все хуже и хуже - мне неприятно вставать по утрам, я вообще не хочу просыпаться утром, я засиживаюсь до глубокой ночи в интернете, чтобы отдалить каждое утро и просыпание, также понимаю, что зазор между моей предыдущей работой и отсылкой резюме затягивается и может вызвать проблемы и вопросы на интервью тоже. Трачу дни на всякие мелкие хлопоты, английский и сидение в интернете. При этом мне уже 33 года, потому мне страшно, что возраст помешает принять меня на работу в компании для "молодых и перспективных", а если принимать по опыту работы - то у меня его особо и нет: учеба в одной области, 5 лет в дизайне, год в тестировании приложений удаленно, полтора вот в суппорте. Разнокалиберный опыт, из которого можно сплести картину разностороннего человека и прекрасно подать будущему работодателю, но не с моим английским и умением презентовать и продавать себя.
Вопрос:
я не знаю какое поведение правильное - рассылать сейчас резюме, попытаться пробиться или подучить английский (особого изменения от занятий я не вижу, не тот уже уровень языка, чтобы получать большие изменения) и потом уже пытаться что-то искать? Как справится с внутренней тревожностью из-за страха оказаться не у дел, без работы вообще и без надежды, если мне везде откажут. Сейчас хоть есть надежда, что я смогу получить работу. Как не винить себя постоянно и не сравнивать с друзьями, добившимися успехов в тех конторах, куда я боюсь отослать резюме на oдну из самых младших должностей?
Автор вопроса: Светлана Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Светлана!
Даже в Вашем письме ощутила Вашу тревогу по поводу своего будущего и трудоустройства! Иногда понять и сделать выбор не просто даже в стране, в которой все знакомо и близок язык и дух общения, а уж в другой стране это сделать и подавно не легко!
Однако, решаться и делать движения в этом направлении все равно необходимо. Поэтому давайте попробуем установить основную причину Вашей боязни интервью с работодателями и искать способы их смягчения.
Для начала Вам необходимо определить для себя основную цель, которую Вы хотели бы достигнуть в связи со всеми Вашими действиями. Если это получение ЛЮБОЙ доступной Вам работы, тогда понизить градус переживаний возможно тем, что Ваш профессиональный уровень все равно не может быть обесценен больше, чем это сделано Вами, когда Вы приняли решение искать работу не по специальности, ни кем уже сделан быть не может! Следовательно, уровень переживания по этому поводу можно понизить именно тем, что мнение или решение работодателей не изменит Вашего мнения о себе как специалисте в Вашей области.
Если же Вы хотите получить работу, которая бы подтверждала Ваше мнение о себе, как о специалисте широкого профиля или в конкретном направлении, то у Вас должно сформироваться «профессиональное убеждение» о том, что в этом Вас никто не может разубедить хотя бы потому, что они не согласились попробовать Вас в качестве специалиста! Следовательно, и здесь момент непризнания Ваших способностей не должен быть травмирующим для Вас и приводящим к излишней тревоге по поводу предстоящего собеседования. Ведь если человек обладает уверенностью в себе и своих знаниях, этого достаточно, чтобы «вспомнить» и использовать свои знания в работе!
У Вас, похоже, другая ситуация. Вы не уверены в своих способностях и возможностях! И именно это больше всего способствует Вашей нерешительности в рассылке резюме для поиска работ!
С неуверенностью нужно разбираться! Чем вызвана? Где причина? Какой опыт стоит за таким результатом оценки себя? И это отдельная работа, не касающаяся Вашего сегодняшнего вопроса.
Вам, чтобы перестать проигрывать «проигрышный» для Вас исход собеседования, необходимо изменить к нему отношение – не рассматривать его как очередную низкую оценку Ваших способностей, а как возможность получить удовольствие от процесса работы, включившись в нее. Здесь конечно, было бы уместно научиться «хвалить» себя и выставлять свои сильные качества «напоказ»! Если Вы сами не способны сказать о себе положительные отзывы и оценки, то и работодатель будет склонен считать Вас менее пригодной для его, пусть даже простой и нудной, работы! Уметь любить себя в Вашем случае, это уметь сказать о себе хорошо, преподнести себя так, чтобы понравиться человеку с первых мгновений! Нас, к сожалению, учили не выставлять напоказ свои положительные качества, поэтому нам это делать сложнее, чем жителям западных стран. Но условия требую менять себя для возможности выживать в новом для Вас мире! Так учитесь и не бойтесь делать такие шаги! Знание языка, конечно, так же влияет на уверенность в проведении собеседования, однако это лишь небольшое осложнение по сравнению с уверенностью и желанием утвердиться!
Вам может подойти для обретения большей уверенности и спокойствия, следующие несколько способов подготовки к будущему собеседованию.
1. Уже описанное ранее, определение цели от собеседования и поиска работы.
2. В соответствии с установленной целью выбор манеры поведения на собеседовании.
3. Тезисы Вашей речи на собеседовании лучше заготовить заранее и, возможно, даже выучить, чтобы ощущать больше уверенность.
4. Стараться так вести разговор, чтобы избегать неудобных для Вас тем и сложных ответов, чтобы не выглядеть растерянной или испуганной.
5. Заготовить несколько положительных отзывов о самой себе и своей способности обучаться и контактировать с людьми в любых условиях (типа нет ничего не возможного для человека с моим образованием и моим интеллектом!)
6. Потренироваться «на кошках» - провести тестовое собеседование с людьми, которых Вы знаете и которые не вызывают у Вас чувства беспокойства, послушать и принять во внимание их замечания.
7. Сказать себе, что Вы не теряете все от неудачи на этом собеседовании. Это придает больше спокойствия и уверенности.
8. Продумать варианты самостоятельного занятия в области, которое Вас интересует и в которой Вам бы хотелось реализоваться и начать думать о возможностях достижения этого доступными Вам средствами. (создание сайта, размещение о себе информации не только в стране, где находитесь, но и в странах, где могут быть Ваши потенциальные работодатели. Сейчас возможность работать удаленно дает много таких возможностей, главное задаться целью их найти).
А вообще, побольше верьте в себя, пользуйтесь поддержкой близких Вам людей, не бойтесь того, что могут «подумать или сказать» о Вас злопыхатели! Вы все равно выше этого и не замараетесь об это!
Удачи!
С уважением, Гладкова Елена.