Избавиться от критиканства.

Вопрос психологу:
Добрый день.
Хотел бы обратиться к Вам со следующей проблемой. Так получилось, что год назад я начал работать с молодыми, менее опытными коллегами, при этом мы имеем один и тот же статус, т.е. ни я их босс, ни они мои. До этого я занимал другую должность, но в филиале, и у меня был в подчинении один человек, сейчас я работаю в головном офисе и для меня этот перевод был повышением и через год я буду переведен на работу в другой филиал. В ходе работы с моими вышеназванными коллегами иногда возникают следующие ситуации: в силу своей молодости или неопытности, иногда от избытка эмоций и рвения, или просто не подумав, они говорят или делают какие-то совершенно глупые вещи по рабочей тематике. В результате чего, после подобных их действий или высказываний у меня, по непонятным мне причинам, возникают мысли о том, что они некомпетентны и на удивление не подготовлены к данной работе. В конечном итоге, накрутив себе этих мыслей об их "неполноценности", все что они говорят я начинаю воспринимать с критической, вернее критиканской, точки зрения: всегда первое слово которое вырывается, это "нет", и приходится бороться с критиканскими мыслями, которые возникают, чтобы адекватно услышать и понять, что они говорят. Хотя я знаю, что на самом деле они совсем не глупые ребята и все имеют достаточно хорошее образование, и определенные навыки, и я понимаю, что все могут ошибаться и, тем более, имеют право на ошибку молодые/начинающие коллеги. Данная ситуация крайне беспокоит меня, поскольку я понимаю, что мое поведение становится неадекватным и может помешать работе, кроме того, коллеги разумеется не в восторге от таких моих замашек. В связи с этим могли бы Вы мне дать совет как я могу эффективно справиться с данными мыслями о "некомпетентности" моих коллег и возникающих следом эмоций? Иными словами как я могу побороть критиканство и в идеальном варианте склониться эту ситуацию в мою пользу? Например, вместо критики, как то помочь, подсказать. как я могу выработать эмоции которые бы меня приводили к этому исходу? Спасибо. С уважением, Алексей
Автор вопроса: Алексей Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Геронимус Иван Александрович.
Здравствуйте, Алексей.
Мне кажется попытка заставить себя не думать определенные вещи обречена на неудачу. Мысли - это такой процесс, который не поддается сознательному контролю. Известный, юмористический пример: если человек дает себя установку "не думай о черной обезьяне", то именно мысли о черной обезьяне будут навязчиво возникать в его голове".
Вопрос здесь скорее о том, как сделать так, чтобы мысли о некомпетентности коллег, не вызывали сильных эмоций. И здесь, может быть полезно задуматься о зоне вашей ответственности в этой ситуации.
- была ли у вас возможность выбрать, с кем вам работать?
- несете ли вы ответсвенность за профессиональную подготовку сотрудников фирмы?
- насколько в ваших силах изменить уровень компетентности людей, с которыми Вы работаете?
Когда мы признаем, что определенные вещи от нас не зависят, находится вне зоны нашего контроля, и нам остается только принять их такими, какие они есть, они уже не вызывают бурных эмоций.
Например, трудно представить человека, который будет сильно переживать из за того, что на улице идет дождь или снег.
Кроме того, критическая позиция, как правило, очень полезна в любой работе. Именно критика позволяет не сделать досадных ошибок и работать лучше.
Но как сделать так, чтобы коллеги услышали критику и не обижались на нее?
Поделюсь своими мыслями.
Во первых может быть полезно давать коллегам не только отрицательную, но и положительную обратную связь. В Российском культуре не принято делать комплименты и хвалить коллег по работе, но это поможет укрепить отношения с ними. "Ты знаешь, это замечательная идея", "Ты знаешь, это ты реально сделал здорово" и т.д.
Во вторых, полезной может оказаться разработанная психологами техника "Я-высказывания". Она состоит в том, что в ситуации несогласия с чем-то рассказывать о том, что происходит со мной, а не оценивать коллег.
"Ты знаешь, этот момент в твоем рассказе у меня вызывает беспокойство. Может быть лучше сделать так-то".
В третьих, полезным может оказаться использование юмора: "ты меня знаешь, я известный критикан, поэтому скажу...".
Есть и другой аспект ситуации, которую вы описали, который трудно обсуждать в рамках короткого письма. Часто возникающая у нас злость или недовольство связано не с той ситуацией, которая ее вызывала, а с чем-то совершенно другим. Ситуация - это только повод, чтобы разозлиться. Например, в одной жизненной ситуауции я буду спокойно относиться к коллегами, и их ошибки не будут вызывать у меня сильных эмоций, а если что-то в других сферах моей жизни изменилось, то даже небоольшие ошибки коллег будут вызывать раздражение.
Последнюю тему удобнее было бы исследовать в личной работе с психологом, и если у вас будет такое желание, буду рад с вами поработать.