Плохо себя чувствую на новой работе. Норма или отклонение?

Вопрос психологу:
Когда была помоложе, адаптация на новой работе была значительно проще. Как-то всё само собой получалось или, может быть, даже не обращала внимание на неудачи. Чем старше становлюсь, тем адаптироваться сложнее. Очень не люблю быть новенькой, мне тяжело просить помощи, тяжело признавать, что я что-то не знаю или не умею, что нуждаюсь в помощи коллег, так как у новичков всегда низкая скорость работы, пока они привыкают к специфике и бизнес-процессам новой компании. Чувствую себя неполноценной, никчёмной, уязвимой. Вопросы и предложения коллег и руководства из рубрики : "А всё ли ты успеваешь, может помощь какая нужна, не стесняйся, не молчи" или "Это мы тебе пока не дадим, сами сделаем" расстраивают ещё больше, как будто слышу в этих словах "Ты не справляешься, давай поможем". При том, что на прошлой работе испытательный срок я прошла досрочно, на новой работе тоже дела не сказать, что дурно, но адаптация и чувство какой-то неполноценности убивают. Иногда так морально устаю, что кажется вот-вот разревусь или уволюсь, хотя работа в целом нравится, причем устаю не столько от работы, сколько от напряжения. Мне по характеру очень тяжело просить помощи, люблю делать всё сама и всё контролировать, в общем, роль новичка мало мне подходит. С общительностью каких-то особых проблем нет, но не могу сказать, что мне супер- легко найти общий язык с коллегами, так как интерес к людям у меня появляется только когда они станут мне "своими", а первое время они мне абсолютно безразличны, просто соблюдаю вежливость и общаюсь вынужденно, чтобы влиться в коллектив. Была бы моя воля, работу бы не меняла годами, но, почему-то, компании, в которые я устраиваюсь работать, долго не живут, банкротятся и закрываются. Иногда мне кажется, что со мной что-то не так, какие-то комплексы что ли. Но, с другой стороны, когда я наблюдала, как адаптировали других новичков в тех отделах, где я работала, то видела, что "энергетически" к ним другое отношение, человека просто обучают и оставляют работать со словами "Если будут вопросы-обращайся". Да и дальше помощь предлагают как-то просто и невзначай, без акцентов, что человек не справляется (а если он действительно не справляется, то наставник берет и помогает молча). К себе же почему-то всегда ощущаю отношение как к первокласснику, хотя по мне видно, что человек я не глупый и самостоятельный, да и вполне способна свои проблемы решать сама. Прошу помочь разобраться, дело в комплексах, с которыми нужно работать или такие чувства на новой работе являются нормой.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Флегантова Лариса Юрьевна:
Уважаемая Ольга!
Первое время на новом месте работы вполне естественно чувствовать себя неловко и неуверенно. А просить о помощи может быть сложно, если Вы опасаетесь произвести плохое впечатление или, например, что новые коллеги могут подумать, что Вы не справляетесь с обязанностями.
Кроме того, Вам могут мешать такие установки, как “со всем нужно справляться самостоятельно”, “просят о помощи только слабаки” и т.д.
На самом деле любому новичку, даже с опытом, знаниями и компетенциями, требуется время на адаптацию на новом месте. Ведь независимо от того, насколько Вы квалифицированы, Вы не можете знать ответы на все вопросы. И вместо того, чтобы допускать ошибки и разбираться во всем самостоятельно - можно обращаться к коллегам за помощью, в те моменты, когда она Вам понадобится.
Поверьте, никто не ожидает от Вас, что Вы сразу же будете знать все, и просьба о помощи не будет расценена как проявление Вашей неуверенности или низкой квалификации.
Возможно Вам сложно просить о помощи еще и потому, что Вы пока плохо знакомы с коллегами. Но их помощь часто необходима, чтобы понимать, как все устроено на новом месте и какие есть особенности рабочих процессов, правила внутри компании, в том числе корпоративная культура и т.д.
Что может Вам помочь быстрее адаптироваться:
1. Попробуйте лучше узнать Ваш новый коллектив, найти общие темы и наладить контакт с коллегами. Например, спрашивайте, как они справляются с той или иной задачей или рабочим процессом.
2. Перед тем, как просить о помощи, подготовьтесь. Изучите информацию, которую Вы уже имеете, и сформулируйте конкретные вопросы. Это поможет сделать Ваш запрос более четким и понятным.
3. Не забывайте выражать благодарность тем, кто отвечает на Ваши вопросы и тратит свое время, чтобы помочь Вам освоить интересующие Вас нюансы работы. Это покажет ваше признательное отношение, поощрит коллег, и они будут более склонны помочь в будущем.
4. Если Ваши знания и навыки могут быть полезны коллегам - предлагайте свою помощь взамен. В атмосфере взаимопомощи Вам будет легче просить о помощи в дальнейшем. А обмен навыками между коллегами может способствовать созданию эффективной рабочей среды для совместной работы.
Адаптация на новой работе - это процесс, который может занимать некоторое время. И первые несколько недель - самое подходящее время для того, чтобы не стесняться задавать вопросы и просить о помощи.
У Вас еще будет время проявить себя как отличного специалиста и показать свои знания и навыки. А полезные советы коллег помогут Вам быстрее сориентироваться и выйти из роли новичка, наладить контакт с новым коллективом и полноценно влиться в рабочие процесс.
Желаю Вам удачи и успехов на новой работе!