Проблема выбора профессии по душе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я много лет плыву по жизни спонтанно, без четких целей. Не любил школу с первого класса, и к моменту окончания абсолютно не видел своего места в жизни. Но выбор надо было делать, и я сделал попытку поступить в колледж на помощника машиниста тепловоза (сейчас мне совершенно непонятно, о чем я тогда думал, зачем мне этого хотелось). Хорошо, что не поступил... После нескольких лет мечтаний и разных временных работ (все это время думал, не поступить ли в муз. училище - музыка, игра на гитаре - это единственное довольно стойкое увлечение, но потом отсеял этот вариант, т.к. совершенно не видел после этого перспектив стать профессиональным музыкантом, да и не уверен, что мне этого бы хотелось) закончил-таки медицинский колледж и сейчас работаю фельдшером скорой помощи. Когда учился, очень увлекся медициной, много читал, параллельно подрабатывал уже на СМП санитаром, думал - вот, наконец-то нашел свое дело. Все кончилось, как только начал работать самостоятельно... В целом работа нравится, но минус - очень большая нагрузка, очень быстро надоедает общение с людьми и бессонные ночи. С пациентами чувствую себя не таким, какой я на самом деле есть - приходится быть всегда вежливым, всегда терпеливым, а это создает дополнительное напряжение. Я часто бываю рассеян, это тоже может создавать проблемы, плюс в сложных ситуациях нервничаю, до дрожи в руках доходит. С другой стороны, я вижу в работе на скорой поле для саморазвития, для воспитания в себе твердости в общении с людьми, и это мне нравится... В общем на первое время работа мне подходит, но всю жизнь я так провести явно не хочу. Встает вопрос - продолжать образование. И тут я столкнулся с полным непониманием самого себя (раньше-то тоже так было, но это не так волновало), что выбирать? Для чего я хочу стать кем-либо? В образе человека-врача я себя не ощущаю, поэтому учиться на врача уже не хочу. Музыка? Она меня устраивает и как хобби (на которое еще и время нужно!!!) Пару лет увлекаюсь популярной психологией, читаю Леви, Козлова, статейки разные в интернете. Очень нравится, и закралась мысль - не отучится ли на психолога? Противоречие: коммуникабельность - явно не моя черта, и я спрашиваю себя - хочу изучать психологию, для того, чтобы другим помогать, или чтобы в себе разбираться? Не знаю... И то и то, наверное, но толчок к действию все равно постоянно откладывается из-за непонимания - нужно ли мне это? Не разочаруюсь ли я потом? Хотелось бы заниматься, в конце концов и тем и другим и третьим, но... Энергии уже никакой нет. На все не хватает времени, да и понимаю, что я хотел бы быть не заурядным специалистом в своей области, а хорошим - а для этого много времени надо уделять. Тогда на другие увлечения его хватать не будет... Не могу сделать никакой выбор, и ничего уже так не завлекает и не радует, ни музыка, ни медицина, ни саморазвитие. Хочется просто ничего не делать и все... Проблема в том, что я не могу увидеть и почувствовать как бы самого себя, разделить свои ощущения от жизни - что нравится, что нет. Все как бы нейтрально в большей части, лишь только мечтания завлекают меня - я представляю себя то музыкантом, то еще кем, но когда грезы проходят - понимаю, что все не так, и ощущения в реальности совсем не те. Точнее их либо нет, либо они негативные. Как разобраться в себе? Как начать видеть свои цели и возможности более реалистично, в реальности, а не в мечтах? Как, наконец научиться выбирать между вещами, которые одинаково дороги? Буду очень благодарен за советы... Если коротко о себе - не женат, живу с матерью, отца не знал. Есть подруга, к которой тоже отношусь холодновато - отношения с ней, это её выбор, а не мой, и я их поддерживаю от отсутствия других вариантов... С людьми по большей части застенчив и малословен (совершенно не умею поддерживать разговоры - просто нечего сказать в большинстве случаев). Отсюда неудовлетворенность общением, хотя друзья есть, и возможность с ними поговорить есть всегда. Но не о чем... Все вышеописанное - единственное, что меня в последнее время в жизни волнует.
Автор вопроса: Валентин Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Крыжановская Оксана Александровна.
Валентин, здравствуйте!
Вы очень подробно описали то, что сейчас с вами происходит. И я могу предположить, что в этом могут быть две причины.
Есть такое понятие, как «эмоциональное выгорание». Ему подвержены в первую очередь люди помогающих профессий, таких, как медики и психологи, и вообще люди, которые по роду своей деятельности общаются с большим количеством людей, встречаются с чужой болью. А также эмоциональное выгорание может наступить, если человеку кажется, что затраченные усилия не соответствуют полученному результату, или не находят признания у других людей. Это иногда действительно может казаться, потому что оценка в данном случае бывает очень субъективной.
Профилактикой эмоционального выгорания будет в первую очередь полноценный отдых вне работы, а также общение с более опытным наставником, с человеком, с которым можно было бы обсудить свои чувства, какие-то сложности в работе, который мог бы вас морально поддержать. Это не обязательно должен быть психолог. Это может быть человек вашей профессии, который когда-то уже прошел через те же трудности, что и у вас сейчас.
И психолог, и врач, и фельдшер, как вы, – это не просто работа. Это в первую очередь служение людям. И здесь важна даже не коммуникабельность, а умение слушать и слышать другого человека, и принимать его таким, какой он есть, с его проблемами и болью. И это действительно бывает не легко.
Вы очень хорошо написали: «…я вижу в работе на скорой поле для саморазвития, для воспитания в себе твердости в общении с людьми, и это мне нравится...» Это как раз те профессии, где просто необходимо постоянно саморазвиваться. А развитие начинается там, где заканчивается зона комфорта, где нужно преодолевать какие-то трудности, и в самом себе в том числе…
Также потеря энергии и мотивации, о которой вы написали, может быть признаком того, что человек реализует не свои цели. Потому что когда цель действительно своя, - вопросов, где взять энергию и время не возникает. Человек просто хочет заниматься именно этим. И даже в случае эмоционального выгорания, - после восстановления сил, он все равно возвращается к тому же делу.
Как узнать по-настоящему свою цель? Попробуйте сделать упражнение «100 желаний». Напишите список из 100 пунктов: кем хотели бы работать, чем заниматься, какой образ жизни вести, что иметь и т.д. Все, что вам хотелось бы в идеале. Написать нужно за один раз, это важно. По-настоящему свои цели обычно появляются к концу списка. Также это могут быть желания, которые вызывают чувства страха и неуверенности. А также те, которые идут еще из детства… Возможно, это упражнение наведет вас на какие-то новые мысли и открытия в самом себе.
Также вы спрашиваете, как проверить цель на реалистичность. Если это касается профессии, то здесь она должна соответствовать формуле: Я хочу это делать – Я это умею – Это востребовано в обществе – За это платят деньги. Если ваш выбор отвечает этим четырем пунктам – то, он вполне реалистичен.
От всей души желаю вам разобраться в себе и найти СВОЙ путь в жизни! Всего вам доброго!