Как проще относиться ко всем рабочим моментам и найти место, где будет комфортно?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я из года в год сталкиваюсь с одной и той же проблемой - очень сильно переживаю с самого детства: рассказать стихотворение для меня было стрессом до дрожи в конечностях, все экзамены и контрольные - сплошные переживания, вплоть до невозможности поесть. На данный момент поменяла второе место работы (после окончания ВУЗа) и тут тоже все не гладко. Или мне не везет или я все так воспринимаю неправильно, но на первом месте работы я постоянно была в стрессовом состоянии из-за конфликтного коллектива (начальница постоянно устраивала скандалы с криками по причине и без и тяжело работать в такой атмосфере). Сейчас я случайно попала в госучреждение (проработала 10 дней), где на рабочем месте просто невозможно находиться с самого первого дня, ощущение будто все готовы друг другу горло перегрызть. По-мимо этого все, кого я там встречаю по мере обучения - говорят мне о том, как там плохо и как мне там будет тяжело. В ближайшие дни хочу увольняться, потому что мне не комфортно, ну и еще возникло обстоятельство такое - обнаружились проблемы со здоровьем и их надо решать, а для этого нужно много времени плюс к этому месту душа не лежит. Именно последней причиной хочу руководствоваться при уходе, во избежание конфликта с начальством. И опять же сталкиваюсь с такой проблемой - как сказать боссу, что увольняюсь? Для меня это огромные переживания, я всегда очень боюсь кого-то рассердить, боюсь, что меня обидят и т.п. Я никогда не ждала, что все будут встречать меня с распростертыми объятиями, я не выбирала осознанно место работы, где мне будет плохо (когда шла, то в одно, то в другое - просто не осведомлена была почему и там и там большая текучка кадров и какие условия труда), мне очень хочется понять - мне не везет или просто везде все плохо, везде одни конфликты и злые люди? Я всегда старалась отгораживаться от негатива и мне очень тяжело примириться с такой жестокой действительностью. Я даже не пытаюсь мечтать о том, чтоб ходить на работу с радостью, но хочется верить, что есть где-то место, где хотя бы неплохо, ведь на работе проводят большую часть времени.
Автор вопроса: Мария Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Панина Ирина Николаевна.
Здравствуйте, Мария.
Благодарю вас за вопрос.
Из вашего запроса я поняла, что вы часто пребываете в тревожном состоянии. При этом, видимо, и ДО самого тревожащего вас события. (Во время контрольных не едят, стало быть, тревога вас поглощала до момента контрольной). Кроме того, вы склонны избегать конфликтов.
Возможно, конечно, что ваша покладистость (неконфликтность) трактуется людьми как слабость и неспособность постоять за себя, поэтому вам и "прилетали" отповеди от начальницы, которой надо было слить свое напряжение на вашей первой работе.
Возможно так же, что в таком положении оказалась бы любая новенькая сотрудница. Здесь вывод однозначный сделать сложно.
Так же сложно его сделать относительно госучреждения, где вы сейчас пребываете. Есть сленговое слово "серпентарий" (змеиное гнездо), которым клеймят женские коллективы. Если много людей отзываются плохо об этом месте работы и там большая текучесть кадров - могут быть объективные причины для вашего недовольства и говорить о вашем "невезении" вполне возможно.
Вот про возможный конфликт с начальством в случае вашего увольнения хотела бы поговорить подробнее.
Во-первых, резонный вопрос: откуда вы знаете, что ваше увольнение обязательно рассердит начальство? Может, босс обрадуется? Мало ли... Вы точно знаете, что огорчите его?
Во-вторых, если даже рассердит, то как это скажется на вас? (здесь я о рассуждаю о чисто административных негативных последствиях вашего увольнения).Вы же после увольнения уйдете и ...забудете это учреждение как страшный сон. Ну, опыт еще себе возьмете, чтоб учитывать текучесть кадров при выборе следующего места работы.
Третье. Повышенная боязнь конфликтов, неумение сказать "нет" говорит о вас как о девушке с довольно слабыми границами личности.
О чем это? О том, что на ваше настроение, самочувствие, положение очень сильно влияют другие люди. Вы им как бы дали такое право своей безотказностью и не конфликтностью.
Граница личности метафорически похожа на кокон вокруг вас, такой кокон, с эластичными стенками. До каких то пределов вы позволяете на себя "давить", а в какой-то момент сопротивление нарастает и вы ....вынуждены вступить в конфликт, переча человеку, который продвигает свои интересы за счет ваших.
Так вот, ваш кокон очень эластичный. Такой, что страдает буквально ваше тело. Ваша проблема со здоровьем буквально спасает вас из этой неприятной ситуации.
Вы пишете, что у вас и душа не лежит к этой работе, и здоровье не позволяет задерживаться дольше. Душа и тело вас гонят прочь оттуда, вы тем не менее, заботитесь не о себе, а о душевном состоянии вашего босса, которого знаете без году неделю.
Я полагаю, что, разумеется, есть места с хорошим дружным коллективом. И даже там, где есть благоприятный психологический климат, все же стоит подумать над укреплением своих границ (границ своей личности). Поскольку, исполняя чужие желания, вы каждый раз будете забывать о своих, а человек, который не знает чего хочет САМ, в глазах других людей как бы утрачивает важность, саму свою личность. Он (человек) становится удобной вещью. И винить в этом окружающих людей преждевременно, потому что они - только зеркало вашего к себе отношения.
Восстанавливайте свое здоровье, это сейчас главное.
Как сказать боссу, что увольняетесь? Я бы предложила или написать заявление и молча отдать его, или, если неизбежен разговор, представить свои границы личности визуально, как сферу приятного вам цвета и разговаривать с боссом "из домика".
Это рекомендация "скорой помощи", на самое первое время. В дальнейшем вам стоит, с моей точки зрения, заполнить тесты не на профориентацию, поскольку профессию вы уже получили, а на карьерные ориентации и мотивацию в работе, чтобы знать, какие условия работы для вас наиболее комфортны. И с учетом этого выбирать следующее место работы.
А также поработать над укреплением границ своей личности. Развитие в эту сторону может положительно повлиять на динамику устранения вашей тревожности.
Если вам будут нужны тестовые методики - я к вашим услугам. Желаю вам здоровья и душевного комфорта.
Ирина.