Не могу найти работу. Что не так с моей самооценкой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Анна. Пожалуйста, помогите мне разобраться в себе.
Я недавно закончила университет. Несколько месяцев проработала в одной фирме, но уволилась, так как с начальницей у меня сложились непростые отношения: во-первых, условия работы оказались совсем не такими, как мне обещали на собеседовании (в том числе зарплата), а во-вторых, она постоянно сравнивала меня с другой новой сотрудницей (понятное дело, не в мою пользу) и вечно была всем не довольна, хотя я на работе просто горела, делала тысячу дополнительных дел и получала куда больше благодарностей от клиентов, чем мои сослуживцы. Однако со стороны начальства были постоянные придирки, меня ругали за то, что остальным прощали. Только когда я сообщила о своем желании уволиться, начальница начала уговаривать меня остаться, сулить золотые горы, но на тот момент я уже посоветовалась с мужем и приняла окончательное решение, поэтому ушла. Я чувствовала себя недооцененной, потому что знаю, что делала в два раза больше, чем другие, работала на 100% добросовестно. Мне до сих пор звонят с работы бывшие коллеги и просят о помощи, спрашивают, как что-то сделать, хотя я работала всего несколько месяцев, а они там работают уже по многу лет. Только я думаю, они об этом начальнице не рассказывают, зато доложить о моих ошибках (и об ошибках друг друга) бежали аж бегом.
Но это уже пройденный этап, а теперь у меня не получается устроиться на работу. Редко зовут на собеседования, а если и зовут, то потом не перезванивают. Не понимаю, что я делаю не так. Может быть, проблема в том, что я (я так подозреваю) из тех людей, которые раскрываются постепенно, а не из тех, кто в первый же день может проявить себя и покорить всех своей яркой личностью? Мне кажется, по началу я даже произвожу впечатление тихой и покладистой девочки, которой можно манипулировать, хотя это не так, я уже научилась стоять за себя и говорить, когда мне что-то не нравится.
Я очень волнуюсь перед каждым собеседованием. Да, у меня хорошее образование, я знаю несколько иностранных языков и проходила практику в очень престижных местах, но с другой стороны есть и минусы. Дело в том, что живу я за границей. Язык я знаю хорошо, как-никак 5 лет уже тут, образование тоже тут получала, но у меня есть акцент. Я его стесняюсь. К тому же, к моим минусам можно отнести практически нулевой опыт работы и мою неуверенность в себе.
В студенческие годы, когда я подрабатывала на самых разных простых работах, начиная от официантки и заканчивая продавцом одежды, у меня складывалась почти такая же ситуация, как и на последнем месте службы: прекрасные отношения с клиентами и сослуживцами и проблематичные с начальством. Нет, у меня не возникало конфликтов, так как предыдущие мои работодатели были все людьми очень тактичными, они никак меня не обманывали и не унижали, но иногда мне казалось, что ко мне относятся как к ребенку или как к полоумному, сомневаются, а справлюсь ли я с каким-нибудь более сложным заданием. А когда справлялась (а я справлялась!),так удивлялись, как будто стали свидетелями Второго пришествия. Раньше я думала, это оттого, что я иностранка. Но сейчас мне кажется, что не в этом дело (или не только в этом). Что-то я делаю не так.
Я думала уже найти работу и на своем родном языке, тем более, что всегда мечтала писать. А тут как раз один известный сайт проводил конкурс на внештатного автора. К сожалению, мне отказали. Сказали, что я неплохо пишу, но мои мысли "недостаточно гениальны". К тому же, я сама знаю, что моя грамотность в русском языке за годы жизни в другой стране очень упала.
Я уже близка к отчаянию. Мне кажется, что я неудачник и никогда не устроюсь на работу. Подозреваю, что не последнее дело тут играет моя самооценка, но я не могу понять, завышена она или занижена, а оттого не знаю над чем мне работать.
С одной стороны, мне кажется, что занижена, так как я не уверена в себе, очень волнуюсь при первой встрече с работодателем, стесняюсь акцента и в глубине души до конца не верю, достойна ли я хорошей работы. Плюс раньше моя уверенность в себе держалась отчасти на хорошем материальном положении, так как мне помогали мои обеспеченные родители, а теперь мы с мужем живем на собственные доходы (в данном случае - на его) и, хоть он и работает сутками, живем намного скромнее. Еще я постоянно нуждаюсь в похвале. С другой - может, и завышена, потому что в минуты отчаянья мне начинает казаться, что я вся такая хорошая да распрекрасная, а весь мир вокруг несправедлив, не видят, какой я замечательный сотрудник, ведь я очень ответственная, верная и преданная, на меня всегда можно положиться и я готова учиться, развиваться и работать над собой и над общим делом в разы больше, чем другие, а кроме того, я креативная, мне есть что предложить и я не мыслю категориями: "сижу здесь за зарплату", а хочу делать что-то полезное. Может, мне надо просто быть проще, осознать, что я не такой уж и ценный кадр, снять корону, умерить амбиции и развивать другие навыки? Только я не очень трезво могу оценить, каких именно мне не хватает. Нужна помощь со стороны.
Очень Вас прошу,оцените,пожалуйста,мою ситуацию профессиональным взглядом и помогите мне понять : 1) какая у меня самооценка? 2) как это исправить? 3) а может,дело вовсе не в ней? что тогда со мной не так? что я могу сделать,чтобы все изменить?
Заранее огромное спасибо!
Автор вопроса: Анна Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Анна!
Представление человека о себе самом, как правило, отличается от того, что думают о нем другие люди, даже самые близкие. Несмотря на это наша самооценка основывается на отношении окружающих к нам. И прежде всего эту базу закладывают наши родители, с самого детства, когда тем или иным способом реагируют на наши успехи или неудачи. Вы пишите, что Ваши родители обеспеченные люди, следовательно, чего-то в жизни они смогли добиться. Но не пишите, как они к Вам относились, какие слова поддержки Вам говорили при сложных ситуациях, чему учили? Были ли противоречия в подходах воспитания отца и матери? Т.е вся палитра Ваших отношений с родителями – это та база, которую Вы усвоили и те модели, согласно которым Вы теперь ведете себя в обществе. Подозреваю, что Вас часто критиковали, предъявляли к Вам завышенные требования в детстве, недостаточно хвалили, уделяли мало душевной заботы и тепла. Но об этом позже.
Если Вы так очевидно подмечаете разницу в отношении к себе между сотрудниками и руководителем, то не лишним будет проанализировать, чем отличалось Ваше поведение при общении с одними и другими? Возможно Вы приходите с завышенными ожиданиями, либо несоответствие оговоренных условий с реальностью наложило отпечаток на Ваше поведение и отношение к работе. В общем нельзя сказать, что в Вашем случае есть какая-то закономерность неправильного поведения с руководством. Потому что Вы описали лишь единичный случай без конкретных примеров, а скорее общими фразами и своими ощущениями сложившейся ситуации. Поэтому если были какие-то объективные ситуации, где Вы не отстояли себя (почему-то же Вы согласились дальше работать, когда узнали, что условия и ЗП не соответствуют, тем самым дали понять, что с Вами так можно), не смогли что-то сделать (не важно прощалось ли это другим сотрудникам, к Вам могли быть другие требования и другое отношение), то проанализируйте эти ситуации с точки зрения руководителя. Например, что Вы начальник и к Вам пришла такая девушка на работу, как бы Вы реагировали на ее поведение и выполнение ею своих задач? Мы часто склонные осуждать других, но наверняка у Вашего бывшего руководителя были свои причины и мотивы так поступать по отношению к Вам. То, что это осталось непонятым Вами, это уже другой вопрос и заочно ответить на него невозможно, да и не нужно. Потому как Ваша задача – это понять Ваши мотивы.
Вообще поиск работы – это процесс, который может быть растянут во времени, нет жестких терминов, сколько он может продолжаться. Тем более сложно рассуждать на эту тему учитывая, что Вы живете в другой стране (даже не знаю какой) и там могут быть совсем другие требования и нормы, чем в постсоветских странах. Поэтому переключите свое внимание со сроков на качество. Если у Вас мало опыта, Вы не являетесь узкопрофильным востребованным специалистом, то Вам важно проявить свои личностные качества наиболее выгодно с точки зрения работодателя. Прежде чем отправлять резюме и, тем более идти на собеседование, взгляните на вакансию с точки зрения работодателя: какого человека он хочет видеть, какие черты на этой работе будут наиболее востребованы и как Вы сможете их проявить/ продемонстрировать уже на этапе собеседования? Не лишним будет подготовиться и заблаговременно узнать что-то о компании, иметь представление о том, что нового и интересного Вы можете в нее привнести. Обязательно иметь в своем арсенале несколько примеров с успешно решенными Вами спорными вопросами/конфликтными ситуациями/кризисами.
Вы пишите, что относитесь к тем людям, которые раскрываются постепенно, но практически все мы такие, но собеседование – это как кастинг, у Вас есть 20-60 минут времени, чтобы проявить себя. К тому же если Ваша работа связана с общением с людьми, то Вы должны уметь раскрываться быстрее и уметь найтись в любой ситуации. Здесь мы подходим к вопросу о Вашей самооценке. Успешный уверенный человек смотрит на мир позитивно, с верой в то, что все будет хорошо, а если что-то и случится, то он сможет это преодолеть. Следовательно, и поведение такого человека отличается от неуверенного в себе, которых думает о негативных сценариях, излишне скромен, неинициативен или же слишком услужлив. Проанализируйте как Вы ведете себя на собеседовании, как сидите, четко и громко ли говорите, чувствуете ли зажатость и скованность? Все это создает общее впечатление о Вас. Мы все понимаем, что собеседование – это стресс и что кандидаты волнуются, но уверенный в себе человек может справиться со своим волнением, его самооценка не зависит от того, перезвонили ему или нет. К тому же Вы сами пишите, что в глубине души и не верите, что достойны хорошей работы. Почему не верите и откуда вообще взялось это убеждение и есть ключевая причина Ваших неудач! То, что Вы прикрываетесь завышенной самооценкой – это своеобразная защита от саморазрушения личности, иногда мы очень болезненно воспринимаем критику и боимся обесценивания себя и своих достоинств. Это собственно две стороны одной медали, самооценка в принципе должна быть адекватной, а завышенная или заниженная – это уже способы защиты и модели поведения. Адекватная самооценка основывается на четком и твердом убеждении в том, что Вы – личность. И у Вас есть право быть самой собой, это значит, что Вы имеете право на ошибку, но никакая ошибка и критика не могут повлиять на осознание и уверенность в своей уникальности. Да, может быть неприятно, стыдно, досадно и т.д. но это не приводит к депрессии, самобичеванию, обесценивания всей себя и т.п. Поэтому прежде всего разберитесь со своими отношениями с родителями и детскими переживаниями, докопайтесь до той ситуации, когда возникла установка, что Вы чего-то не достойны. Вообще есть ощущение, что Вы кому-то что-то доказываете и своей покладистостью и тем, что теперь живете только на свои (мужа) деньги (понимаю, что в определенном возрасте дети отделяются, начинают свой собственный путь, но как-то неспроста Вы это упомянули, плюс, как Вы сами пишите, что Ваша самооценка пострадала от этого). Полагаю, что доказываете именно родителям и очень болезненно переживаете из-за этого, как будто не имеете права не соответствовать им. Попробуйте пообщаться с психологом, думаю, что самоанализ пойдет Вам на пользу и Вы сможете освободиться от своих детских страхов и переживаний, разрешите себе жить своей жизнью и не оправдывать навязанные ожидания/надежды.
Верю в Вас и Ваши силы!