Потеряла смысл учебы в институте.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Я учусь на первом курсе института, учусь очно. Вот уже третий месяц я не посещаю занятия. У меня естественно накопилась гора долгов. Перестала посещать занятия, как только появилась нужда снимать квартиру, а следовательно как только начала работать. Снимаю и работаю, жить с родителями не считаю правильным, т.к с ними живет моя старшая сестра. С родителями отношения хорошие. Очень тяжело совмещать учебу и работу, иной раз кушать нечего, хоть мама помогает чем может. Понимаю отчетливо, что поступила не на тот факультет и не в тот институт, но что есть, то есть. Бросать учебу - маму не хочется огорчать, куда идти дальше я не знаю. И стоит ли вообще учиться, когда можно в два раза больше работать и при этом на жизнь хватать будет. В институте ни друзей ни врагов, идти туда абсолютно нет желания. И даже не потому что лень, а потому что тяжко там находиться. Бежать оттуда хочется. Я не знаю... Каждый божий день я думаю, что мне делать с институтом. Но идти туда одна пытка. После окончания колледжа всякое желание отпадает доказывать кому-то, что ты хоть на что-то годишься. Помогите мне, пожалуйста, я уже не знаю как мотивировать себя. Диплом, ну и куда он? На хорошую должность? К сожалению, практика показывает обратное. Чем дальше заниматься? Как поменять в голове стереотип о институте, который изнутри прогнил? В образовании не заинтересованы ни преподаватели ни студенты. Поэтому я обращаюсь к Вам. Как только я поступила, у меня был дикий интерес к учебе, но как только я получила первую тройку (из-за разногласий с преподавателем) и лишилась стипендии, всякое желание учиться пропало. Я пришла к выводу - зачем надрываться, зачем учить, если тебе все равно ставят оценки как у балбесов и прогульщиков? Наверно этим вопросом задается многое количество людей. Но внятный ответ я хочу получить именно от Вас. Мне некуда идти, у меня нет друзей, которые могли бы мне помочь. Я отчаялась. А с семьей этот вопрос я решить не могу. Я не могу расстраивать мать, т.к знаю, что после таких разговоров ей будет плохо. Пожалуйста, ответьте мне.
Автор вопроса: Анна Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Анна.
Ань, ну вот как такое может случиться в 21 веке, когда уже давно нет чёткой преемственности и зависимости в плане выбора будущей профессии?
Раньше как-то было принято , чтобы сын продолжал дело отца, дочь, если есть соответствующие предпосылки, училась на "девочковых" направлениях, типа филфаков, истфаков, инязов и т.д.
Сейчас-то - юноши и девушки вольны выбирать! Тем более, что высшее образование давно потеряло первоначальный "контур" бюджетности. То есть, так или иначе, но деньги приходится платить. А если это бюджетный вариант, то люди далеко не всегда получают образование именно с целью профессионально-ориентироваться!
Итак!
Давайте попробуем несколько иначе посмотреть на ситуацию, провести то, что называется "рефрейминг").
Вам прежде всего нужен диплом, подтверждающий то, что Вы прошли определённую социальную "ступеньку" в виде института.
Поговорим о мотивации?
Диплом - это статус, это стартовая позиция очень хорошего уровня, которая:
- Даёт Вам возможность и право получить второе высшее образование, либо в виде дополнительного, либо в виде полноценного, но в более комфортных условиях. Считается, что ,имея первое базовое высшее образование, человек быстрее сможет получить второе. То есть, Вы сможете переквалифицироваться! И это будет легче, чем получать профессию и образование "с нуля"!
К Вам совершенно точно будет несколько иное отношение, нежели к обычным студентам.
- Даёт опору, фундамент и , как результат, уверенность в том, что "за бортом" жизни Вы не останетесь. Ну, если , конечно, не решите спиться))))). Но я уверен, что этого не случится.
Вы сможете легче найти работу. Ваша работа с дипломом точно будет более престижна, нежели без него. (Вы, кстати, не сказали, какая именно профессия у Вас будет!)
Понимаете, Аня, я уже давненько не слышал версию о том, что можно и без диплома много зарабатывать. Можно, да. Но с дипломом это будет сделать гораздо легче!
Я в последние 20 лет чаще всего сталкиваюсь с тем, что даже очень успешные люди, не получившие высшее образование вовремя, проявляют желание нормально выучиться и подтвердить свои профессиональные навыки и достижения вот такой вот формальной "бумажкой", называемой дипломом!
Диплом нужен всем!!! Это - факт.
Счастливо жить можно и без диплома. Полноценно жить можно и без диплома. Но , имея диплом, ты как-бы гарантируешь себе уверенное будущее, завтращний день. Ты подтверждаешь то, что имеешь право заниматься в жизни тем, чем занимаешься!
Вы пойдёте к стоматологу , не имеющему подтверждение о том, что он учился в сооответствующем ВУЗе?
Сам диплом ещё не гарантия профессионализма. Но диплом - юридическое подтверждение того, что ты имеешь право на профессию.
Если мы , конечно, говорим не об уважаемой профессии дворника, которая особых профессилональных навыков, кроме аккуратности, дисциплинированности и работоспособности, ничего больше не требует, а о профессиях более сложных.
- Даёт очень важную для любого нормального человека штуку психологического свойсва - нормальную самооценку.
Я не о том, что те, у кого есть диплом, имеют обязательно высокую самооценку, нет. Вовсе не обязательно.
Я о Вашей конкретной ситуации.
Психологи хорошо знают, как человека напрягают и тревожат незаконченные дела, действия, не проработанные ситуации, не "разобранные" конфликты и т.д. Всё незавершённое тревожит нас и будет тревожить до тех пор, пока мы каким-то образом не придумаем выход для себя, возможность "доделать" недоделанное.
Всё-таки, институт, диплом - важные штуки. И часть пути Вы уже прошли.
Мне кажется, что сейчас важно не сворачивать с полпути, не бросать, не отказываться. а уже дойти до окончания, получить результат своих "мучений" в виде диплома, и сказать себе: "Всё! Я СДЕЛАЛА ЭТО! Я СМОГЛА! И ДО СВИДАНИЯ)))!" . Потом, просто отметить эту победу (А ЭТО - ПОБЕДА) и уже спокойно подумать, чем и как заниматься дальше!
Вы ТОЧНО будете и уверенной, и сильной, и мудрой девушкой, знающей себя, знающей свои возможности и понимающей свои потребности!
Аня! Так получается, что даже имея любимую профессию, приходится заниматься совершенно нелюбимыми вещами! Это, если хотите, опция.
Так вот, пройдя свой путь, Вы реально выйдете на совершенно иной виток своего личностного и человеческого развития. У Вас сформируется ресурс устойчивости и выработается стратегия достижения!
А эти две хреновины ох как важны в любом деле!!!
Жизнь у Вас непростая. Но Вы замечательно всё выстроили. Работать и учиться жутко трудно. Но сейчас, в наше непростое время, это практически норма! Держитесь! Всё будет очень здорово!
И пара советов, вроде и незначительных на первый взгляд, но важных!
1. Сейчас весна. Это очень специфическое время. Организму НАДО ПОМОГАТЬ! Пейте витамины!!! Любые! Яблоки и помидоры из магазина не подойдут!
КУПИТЕ САМЫЕ ПРОСТЫЕ ВИТАМИНЫ И ПЕЙТЕ.
Попробуйте начинать день со стакана простой воды комнатной температуры с мёдом (ложка) и кружочек лимона (0,5 см): всё размешать и пить за 15 минут до завтрака.
Это очень хорошо укрепляет, тонизирует и , главное, даёт настроение, не требуя особых затрат!
2. Отдыхайте! Даже если Ваш сон - 5-6 часов, пусть это будет абсолютно полноценный сон! Пусть Вас не беспокоят шумы и свет. Вата в уши и повязка на глаза помогут!
3. Найдите источники получения положительных эмоций. Природа, картинки, книги (если силы есть), ХОРОШАЯ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА, 20-минутные прогулки помогут.
Плохо, что у Вас не сформировалась зона общения. Этого Вам очень не хватает. Может, подумаете? Вдруг, найдётся способ или возникнет ситуация и Вы найдёте близких по духу и возрасту людей!
Вам не надо каждый день куда-то себя выносить, шляться по клубам в одиночку и т.д. Вам нужно захотеть и время от времени появляться там, где есть люди. И всё! Оно как-то само всё сложится, если только Вы не разучитесь говорить!
Просто иногда ходите по магазинам! Даже без денег. Просто так! Примеряйте, смотрите, получайте информаци. Нет задачи что-то себе купить в обязательном порядке. Задача - просто эмоционально разгрузиться, получить удовольствие, видя себя в чём-то новом, строить планы на будущее!!! Примерять понравившиеся вещи и строить планы Вам никто не запретит!)))))
В современных торговых центрах полно народу. Постарайтесь почувствовать себя частью общества, побыть в "потоке", со всеми. И в то же время, находясь в "потоке", Вы в любой момент можете поменять напрвление движения, остановиться, переключить внимание на любой объект (магазин, торговую точку, человека). Это очень хороший механизм психологической разгрузки.
Разногласия с преподами - штука неприятная. через такое проходили все и Ваш покорный слуга тоже.
И тут я могу Вам посоветовать следующее: смотрите немножко дальше конкретной ситуации. Любую оценку легко можно исправить, а вот отношение к себе - нет.
ВУЗ - школа жизни. И в том числе, обучение в ВУЗе, система взаимоотношений учит тому, что называется жизненной дипломатией!
Аня! Старайтесь быть дипломатом! Если речь не идёт об угрозе Вашей жизни и здоровью, то надо думать, прежде чем вступать в противоречивый диалог с преподавателями!
Я советую подойти к преподу, сказать ему огромное "спасибо" и спросить о том, как можно реабилитировать себя!
Дипломатия - это умение вовремя "наступить на горло собственной песне" ради бОльшей, более важной цели, нежели сиюминутный триумф!
Пробуйте.
Моё мнение - ДОУЧИВАЙТЕСЬ. А дальше... А дальше перед Вами будут много дорог. Останется только выбрать. А вот за спиной - будет трудный, но ПРОЙДЕННЫЙ ДО КОНЦА, путь в институте и диплом, который любому подтвердит Вашу силу!
А. Журавлёв.