Как не видеть мир через призму искусственно придуманной системы?

Вопрос психологу:
Как не видеть мир через призму искусственно придуманной системы, но при этом сохранить целеустремленность и быть на высоте?
Здравствуйте. Признаться, я не знаю с чего начать... Проблема видится мне столь обширной и неоднозначной, что вдаваться лишний раз в лирические отступления не вижу смысла - перейду сразу к делу. А дело вот в чем. Без преувеличения, я на грани отчаяния. Я переживаю самый сложный период в своей жизни, который, к слову, длится уже порядка полугода. Хотя сказать о данном периоде как о сложном значит не сказать ровным счетом ничего - я переживаю настоящий кризис. Кризис, обусловленный невозможностью вести правильный, на мой взгляд, образ жизни (да и вообще что-либо делать).
Каждый раз просыпаясь утром (теперь 15:00 для меня утро, ведь я страдаю от жуткой бессонницы и практически всю ночь не сплю, а следовательно и просыпаюсь очень поздно) и пытаясь совершить элементарное действие вроде "встать с кровати и умыться", мне приходится совершать непреодолимые усилия. И нет, дело не в лени, ибо лень это приятное чувство. Я же по настоящему страдаю. Но дело и не в апатико-абулической симптоматике, ибо ЖЕЛАНИЕ свершить нечто и ВОЛЯ к этому самому свершению горят в моем подсознании пестрым пламенем и рвутся в бой. Именно это всегда отличало меня от сверстников - невероятная целеустремленность и фокусировка на результат - необходимые качества студента медицинского университета, в котором я отучился уже 2 года (и отучился, к слову, хоть и не самым лучшим образом, но тоже похвально - на 3 отличные сессии из 4х).
Однако исполненная смыслом пословица гласит - все хорошо в меру. Эта самая мера в плане моей целеустремленности, начиная с весеннего семестра прошедшего учебного года, исчезла. А сама целеустремленность переросла из нормальной формы в патологическую. Всю свою жизнь, действие за действием, я начал постепенно сводить в одну единую искусственно созданную систему, которая как я считал поможет мне систематизировать мир так, чтобы не совершать лишних действий, которые никак не относятся к учебе. Как Вы уже поняли, главной вершиной в этой системе стали цели, направленные на достижение успехов в учебе. А такие обыденные действия как завтрак, утренняя зарядка и даже разговор с одногруппниками стали рассматриваться мной как часть некой системы, некого плана, направленного на достижение результатов в сфере своей деятельности.
Я завел тетради, где отмечал все свои действия, анализировал их, а затем оценивал, в надежде добиться максимальной производительности, которая, как я считал придает мне силы, чтобы достигать новых целей. Постепенно из здорового критического мышления все это переросло в бред сумасшедшего, который видит перед собой не саму жизнь, а потенциальные возможности, которые придают силы или наоборот являются преградой на пути к достижению успехов на учебном фронте. Я перестал видеть смысл в порядочном отношении к людям, в уважении старших, в соблюдении негласных общественных норм и правил. Я везде стал видеть лишь выгоду для себя и как следствие, стал восхищаться социопатами - людьми без чувств, которые сфокусированы лишь на достижении своих собственных интересов. Я разругался с родителями. У меня нет друзей. Были неудавшиеся серьезные отношения. Хотя во всем этом проблемы я не вижу, так как (опять же) просто не вижу смысла в обратном. Более того, вследствие разных взглядов на жизнь, я очень часто конфликтую со своими одногруппниками. Я не могу просто так мириться с их халатностью и безответственностью и считаю, что никто из них не достоин высокого звания врача. Из свободомыслящего Homo sapiens с развитой лобной долей (центр свободы воли человека) я стал постепенно превращаться в робота.
Каждый день я сталкиваюсь с непреодолимыми преградами. Будто что-то удерживает меня и не дает мне делать казалось бы обыденные вещи. Это "что-то" - мои постоянные навязчивые мысли о смысле каждого совершаемого мною поступка. В итоге это привело к тому, что в погоне за максимальной производительностью и работоспособностью я не могу не только совершать какие-либо социально адаптированные поступки, НО И УЧИТЬСЯ, хотя вся эта система только для учебы и предназначалась. А все дело в том, что вместо того, чтобы учиться, я, смотря на какой-либо учебный материал вижу перед глазами лишь саму цель (а именно, стать лучшим студентом), а не сами учебные материалы, то есть не то, что должно к этой цели привести.
Считаю нужным сказать, что при поступлении в медицинский университет я переехал в Санкт-Петербург, который находится за 2000 км от моего родного города, и уже успел пожить там в 2х квартирах и в общежитии. Переезды стали для меня не просто нормой, а определенной жизненной тенденцией, которая распространилась не только на меня, но и на моих родителей, которые были вынуждены продать нашу квартиру, чтобы оплачивать первый год моего обучения в Санкт-Петербурге (за что постоянно меня упрекают). Как следствие, возвращаясь в родной город на каникулы, я приезжаю в их новую квартиру (поменьше), в которой для меня даже комнаты нет. Я не знаю, где мое место, я не знаю, где мой дом. За эти 2 года я, если и скучал по своим родным, то делал это очень редко, возможно из-за бушующего во мне чувства личной свободы, которое, к слову, сформировалось у меня еще в детстве, вследствие излишний опеки со стороны родителей и постоянных неудач на личном фронте, о которых бессонными Петербургскими ночами, я вспоминаю до сих пор.
В частых в последнее время попытках избавиться от всей этой системы и от всех этих навязчивых мыслей, я в 100% случаев сталкиваюсь с чувством сильного опустошения, как будто я никто. В такие моменты мне становится как никогда страшно, ведь в таком случае я теряю свое лицо, становлюсь тем среднестатистическим обывателем, которого всегда презирал. С одной стороны, я понимаю что от этого в определенной степени (не совсем, безусловно) нужно избавляться, но с другой стороны сталкиваюсь с постоянными сомнениями и чувством полного опустошения, которое безумно хочется заполнить этой самой системой и стать другим, стать особенным.
Все чаще в неудачных попытках наладить правильную частоту со своей жизнью я сталкиваюсь с мыслями о собственном шизоидном складе личности и необходимости обращения к психиатру (мне было бы очень интересно послушать Вашу точку зрения по этому поводу). Все чаще я сталкиваюсь с мыслями о суициде.
Я хочу учиться, я хочу быть лучшим, я хочу вести аскетичный, но при этом целеустремленный образ жизни. Я хочу быть собой и прошу Вас о помощи. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Алексей Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Алексей!
Я внимательно прочел Ваш вопрос. Ситуация действительно не из простых. И вполне понятно, что она вызывает такую озабоченность с Вашей стороны.
Начну с того, что Вы избрали для себя замечательную и нелегкую специальность. На протяжении всей истории человечества к представителям Вашей специальности в обществе сложились особые отношения. Врачи всегда пользовались уважением и признательностью. Но вместе с этими социальными "дивидендами", работа врача накладывает на человека очень большую ответственность. Поскольку каждый человек в этом мире знает как дорого стоят врачебные ошибки.
Насколько я мог понять из Вашего обращения, та "система", о которой Вы пишите, выстраивалась как раз таки с опорой на Ваши представления о том, каким должен быть настоящий врач, на чувство Вашей личной ответственности.
Человек, как Вы справедливо заметили, существо разумное. В отличие от своих собратьев меньших, человек способен выстраивать далеко идущие планы. Способен видеть и прогнозировать вещи на отдаленное будущее, порой даже выходящее за пределы жизни самого человека. И как существам разумным нам свойственно упорядочивать окружающий мир, систематизировать предметы и явления природы. Без этого, собственно, не могло бы возникнуть ни одной из наук.
То, что у Вы решили посвятить свою жизнь служению людям само по себе прекрасно. И вся выстроенная Вами система изначально имела своей целью качественное получение знаний, для того чтобы Вы могли квалифицированно и ответственно исполнять свой врачебный долг.
До какого-то момента эта система работала и позволяла Вам добиваться неплохих результатов в учебе. Но потом что-то пошло не так. Ощущение этого заставило Вас оглянуться назад и попытаться проанализировать прошлое. Хочу отметить, Вы грамотный молодой человек и Вы даете вполне адекватную оценку своим действиям и своему поведению. Но, поскольку, Вы обратились за помощью, давайте вместе попытаемся разобраться в Вашей жизненной ситуации и том, что происходит с Вашей личностью.
Каждому человеку свойственно ставить перед собой какие-то жизненные цели. Поставив перед собой цель, человек выстраивает путь к ее достижению. Но жизнь, окружающий и внутренний мир, намного сложнее наших планов. Поэтому на пути достижения цели жизнь все время вносит в наши планы свои коррективы. И в жизни так часто бывает, что продвигаясь к заветной мечте, незаметно для нас самих, происходит изменение, или "подмена", изначальных целей.
Вы искренне решили посвятить себя служению своему делу. Для этого выстроили свою систему. Давайте попытаемся выяснить в чем слабые места этой системы?
Человек существо социальное. Поэтому всякое развитие человека без взаимодействия с окружающим обществом невозможно. В контексте Вашей специальности, коммуникация с людьми, умение контактировать и находить общий язык играют особенно важную роль. Ведь для врача не должно быть важно каков уровень культурного развития человека, каковы его взгляды, его воспитание, политические и прочие предпочтения. И слабость Вашей системы, на мой взгляд, в том, что Вы пытаетесь, в погоне за "совершенством", выстроить замкнутую систему. В этом Ваше заблуждение. И поэтому все, что лежит за ее пределами отправляется в "игнор". Система начинает "чахнуть", "задыхаться", потому что не происходит ее обогащения. Поскольку система изолирована, нет возможности ее обновления и корректировки, что возможно только благодаря активному взаимодействию с окружающим миром. Постепенно, как Вы сами заметили, начали меняться и Ваши взгляды на человека. Из существа живого, человек для Вас стал превращаться в набор клеток, тканей и органов. В учебное пособие. Это, как следствие, не могло не затронуть Ваши цели. И первоначально гуманная, благородная цель стала вырождаться, трансформироваться. На смену служению своему благородному делу на первый план вышла погоня за "лидерством". Вам нужно задуматься, не пытаетесь ли Вы принести свою светлую мечту в жертву на алтарь своего тщеславия.
Ваши родители, я в этом уверен, пытались воспитать из Вас хорошего человека. Всесторонне развитую и здоровую и целеустремленную личность. И судя по той мере ответственности, которую Вы на себя возлагаете, им это удалось. Внутренний мир человека очень не простая вещь. Порой очень трудно разобраться во всех наших чувствах и мотивах. В жизни нам иногда приходится чем-то жертвовать не только ради достижения своих целей, но и ради других, близких нам людей. А любая "жертва" имеет двоякое значение. С одной стороны, не просто чем-то пожертвовать ради другого. С другой стороны, так жене не просто принять чью-то жертву ради тебя. Ибо это накладывает на тебя особую ответственность за то, чтобы жертва не оказалась напрасной. Здесь очень важно как первое так и второе. Принять с благодарностью пожертвование не менее важно, чем ее принести.
Вы будущий врач, поэтому я приведу Вам такой пример. У каждого человека болел когда-нибудь зуб. И Вы, наверное, не исключение. В такой ситуации очень трудно на чем-то сосредоточится. Любые контакты, любое взаимодействие с окружающим миром, всякая попытка сосредоточиться на чем-то вызывает обострение боли. Что происходит с нашим сознанием в этом случае? С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в коре головного мозга возникает так называемый "доминантный очаг возбуждения", который блокирует все остальные. И любой стимул извне лишь усиливает возбуждение этого "очага".
Вашим родителям пришлось пожертвовать ради Вашего обучения своей квартирой. Любая жертва, как я сказал выше, накладывает на нас дополнительную ответственность. И при любых неудачах в достижении цели, ради которой была принесена жертва, мы склонны испытывать чувство вины перед теми людьми, которые ради нас пожертвовали.
Вы пишите: " А все дело в том, что вместо того, чтобы учиться, я, смотря на какой-либо учебный материал вижу перед глазами лишь саму цель (а именно, стать лучшим студентом), а не сами учебные материалы, то есть не то, что должно к этой цели привести. ". Здесь уместно заметить, что тем обстоятельством, "блокирующим" Ваше внимание и восприятие, может стать ощущение высокой ответственности перед Вашими родителями и, в связи с этим, чувство страха потерпеть неудачу. Из-за этого, возможно, Ваши требования к себе несколько завышены.
То, что халатное отношение Ваших сверстников к своим учебным обязанностям вызывает в Вас возмущение - это хороший сигнал, идущий изнури Вашей личности. Это еще раз подтверждает вашу личную ответственность перед выбранным Вами делом. Часто нашей ошибкой является то, что мы даже не пытаемся быть снисходительными к чужим недостаткам. Мы строго судим людей за их, на наш взгляд, отрицательные качества. Одна из заповедей гласит: "Не судите, да не судимы будете". Казалось бы простая мысль. Но каждый понимает ее по-своему и не сразу. Дело в том, что осуждая других, мы невольно ставим в тоже положение свои собственные недостатки. И тут, на уровне подсознания, возникает дилемма, парадоксальная ситуация: как же так, я осуждаю других за то, что есть во мне самом. На уровне сознания это называется "когнитивный диссонанс". И чем больше мы это делаем, тем более отчужденными и высокомерными мы становимся. Мы такие белые и пушистые боимся замараться о них - "неумытых и непричесанных". Но мир и мы сами несовершенны и рано или поздно нам приходиться смирится с этим фактом. Понять это очень важно для того, чтобы научиться отличать наши светлые благородные цели от собственного тщеславия и не заблудиться в "темном лесу" в погоне за "за светлым будущим". Это особенно важно для представителей Вашей специальности.
В моем ответе нет каких-либо рекомендаций. Это скорее пища для размышлений. Что же касается обращения к психиатру, то это на Ваше усмотрение. Во всяком случае, в этом не было бы ничего страшного и оскорбительного. Вы как будущий врач должны это понимать. Я же никакой патологи в вашей речи не нахожу.
Надеюсь, мой ответ Вам поможет разобраться в себе, наладить нормальную жизнь и хорошие взаимоотношения с окружающим миром. Обрести внутреннее равновесие. Поможет находить с себе «доминантные очаги возбуждения», понимать их причину и находить способ их устранения.
Успехов Вам в учебе и последующей работе. Хорошие врачи нам очень нужны!