Потерялся в жизни. В каком направлении двигаться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, дело в том, что я всю жизнь хорошо учился, старался всё выполнять, но к концу школы стал часто прогуливать. Не видел смысла ходить на уроки, но по прежнему хорошо учился, к концу школы постоянно думал про то кем быть, но в итоге не определился, поступил на специальность, по которой не буду работать и опять прогуливаю, хотя долгов нет. Не вижу смысла в жизни, мне ничего не интересно. Понимаю, что не реализовал свой потенциал. Отношения в семье плохие, родителям в принципе всё равно на меня было всю жизнь, всегда говорили, что из меня ничего хорошо не вырастет. Был период, когда они ссорились, доходило до драк, в один период это сильно меня надломило, отец пьёт, хотя сейчас уже реже. По натуре я интроверт, хотя друзья окружают меня всю жизнь, очень закрытый человек, в коллективе мне трудно находиться, хотя проблем опять таки не возникало, на парах сижу ничего не делая, мне просто неинтересно. Первый год я учился, сейчас не могу, других такой расклад устраивает, но я так не могу. Не вижу смысла в общении с людьми в университете, просто приходится притворяться, что мне интересно их слушать. Ужасное чувство вины перед родителями за то, что я такой. Я даже не понимаю что мне делать дальше, живу как растение, вечная апатия и грустное лицо из за тревожных мыслей, пытаюсь найти работу, которая мне нравится, но ничего не выходит. Постепенно отдаляюсь от друзей из за своей замкнутости. Ненавижу себя за это. Сижу дома вторую неделю. Понимаю, что через сообщения человеку не помочь, но хотел бы спросить что мне нужно сделать, в каком направлении двигаться.
Автор вопроса: Павел Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемый Павел, здравствуйте!
Наверное это хорошо, что Вы всю жизнь хорошо учились, но для чего Вы это делали? И сейчас Вы что-то делаете в своей жизни, в том числе и учитесь для чего или для кого?
Павел это же Ваша жизнь!!! Вспомните про это.
Я допускаю, что Вас так воспитали, чтобы родители могли Вами гордится. Но Вы сами гордитесь собой? Возможно, что да, но опосредовано, через оценку внешнюю. Насколько я понимаю Вы (даже если и не осознаете) сильно зависите от внешней оценки. Вы повторяете в своем письме, что несмотря на прогулы долгов нет - для Вас это важно - важно, чтобы внешне все считали Вас благополучным.
Вы пишите, что приходится притворятся. ЗАЧЕМ???
что самого плохого произойдет, если Вы перестанете притворятся? и говоря откровенно - лицемерить. Дорогой и уважаемый Павел, я ни в коем случае не собираюсь Вас критиковать - критиков у Вас достаточно, да еще огромный критик (вернее критикан) внутри Вас.
Вы спрашиваете с чего начать. Начните с себя, вернитесь к себе. Вспомните, поймите, найдите, изучите, что именно Вам нравится, что Вы любите, что Ваше. Я много раз писала про принятие. Вам необходимо понять, принять и полюбить себя таким какой Вы есть. Вы правы, что в одном письме сложно решить все Ваши задачи.
Вам необходимо убрать критикана, перестать жалеть себя, перестать ненавидеть периодически (у Вас самооценка скачет), простить и ПРИНЯТЬ родителей (понять, что они дали лучшее, что могли на что способны сами, что в любом случае любят, даже если не умеет это выражать). Вам необходимо ПРИНЯТЬ себя таким какой Вы есть. А для этого изучить себя. Насколько хорошо Вы себя знаете? Чувство вины - оно очень токсично. Очень сомневаюсь, что он Вам нужно.
Что очень важно - у Вас есть цель в жизни? Так найдите ее!!!!
Вы пишите, что не реализовали свой потенциал. А в чем он? и что мешает его реализовать сейчас? Можно жалеть себя, обижаться на себя, на родителей и весь мир и прожить так всю жизнь. А можно встать и начать действовать себе и ДРУГИМ на благо. Вы когда-нибудь делали что-то полезное для других?
Для того, чтобы понять куда направить Ваше внимание сейчас.
Могу предложить сделать следующее упражнение:
Пофантазируйте немного. Представьте, что Вы попали в мир изобилия, где есть ВСЁ, абсолютно все. У Вас есть много денег, которых хватит на все.
Подумайте, что бы сделало Вас счастливым.
Возьмите листок бумаги и нарисуйте таблицу.
В одном столбце напишите слово ДА - и внизу запишите, чтобы в этом случае Вы продолжили бы делать в своей жизни.
В следующей колонке напишите слово НЕТ - напишите, чтобы Вы прекратили делать.
и в третьей колонке напишите слово НОВОЕ - напишите, чтобы нового Вы начали в своей жизни, чему новому разрешили бы войти в Вашу жизнь.
Эта таблица для Вашего размышления, это Ваши истинные потребности.
Теперь подумайте, что необходимо изменить в Вашей нынешней жизни в текущей ситуации для того, чтобы стать счастливым, успешным.
Психологи выделяют два пути развития и изменений: внешний (изменения обстоятельств жизни, смена работы, учебы, сменить обстановку в квартире. Что очень важно , так это осознавать, что других людей мы изменить не можем!!! мы не можем изменить родителей, учителей, одноклассников, мы не можем изменить свое прошлое, мы не можем изменить свою рассу, рост (если Вы невысокого роста и никогда не занимались баскетболом, то никогда не выиграете чемпионат мира по баскетболу - это факт и это надо принять)
мы МОЖЕМ и должны менять только себя.
и внутренний (это изменение себя, развитие своей личности, развитие определенных качеств, изменение отношения к определенным обстоятельствам, начать активный образ жизни, например бегать по утрам для накопления жизненной энергии, если ее не хватает, занятие спортом, изучение специализированной литературы).
Еще упражнение:
опишите ту реальность, в которой бы Вам хотелось жить).
Продолжите, следующие предложения:
Я бы хотел....,
Я могу....,
У меня хорошо получается....
А теперь напишите:
мои ресурсы..., чтобы это было, то что поможет решать эти задачи (в том числе и внутренние качества).
Мои действия ... напишите алгоритм действий , план, даже если будет по началу казаться это безумным - пишите...
Процесс решения Вы запустили, мысли будут приходить. Записывайте их.
Чтобы поднять уверенность в себе - каждый день вспоминайте свои достижения из всей жизни , необходимо прописать не менее 10 достижений и каждый день добавлять - ведите дневник успеха.
Очень важно знать, понимать, осознавать ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ. Это будет давать Вам силы, мотивацию и ЦЕЛЬ!!! Для каждого человека очень важно иметь цель.
Чтобы не ошибиться в своих целях, истинных потребностях обращайтесь всегда к себе, доверяйте себе, (с внутренним критиком лучше подружится, ведь он может спасти от необдуманных поступков, но он может и помешать осуществиться мечтам). Индикатором будет -Чувствуете ли вы себя СИЛЬНЕЕ от этого, повышается ли Ваше уважение к себе? появляется ли энергия на это. Хотя здесь тоже могут всплывать страхи и необходимо научиться их преодолевать.
Найдите именно свой путь, не сравнивая себя ни с кем. Вы это ВЫ и именно Вы нужны миру, такой какой Вы есть. И в Вашей воле становиться еще лучше или нет, но оставаться собой.
"Старый еврей Авраам, умирая, подозвал к себе своих детей и говорит им:
– Когда я умру и предстану перед Господом, то он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моисеем?» И не спросит: «Авраам, почему ты не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!».
Очень важно научиться принимать жизнь, обстоятельства и других людей такими какие они есть. В том числе и себя!!!! Вы сможете что-то изменить в своей жизнь только после ПРИНЯТИЯ того, что есть.
“Чем бессознательнее личность, тем меньше у неё выбор”.- Марион Вудман, юнигианский психоаналитик.
Наши страхи призваны. чтобы защищать нас, но бывает, что они начинают нам мешать жить и саботируют все.
Иногда мы сами не осознаем, что бессознательно хотим того, чего боимся. В психологии есть такое понятие, как неосознаваемая (вторичная) выгода.
могу порекомендовать следующее упражнение (Декартовы координаты).
Возьмите 4 листа бумаги и напишите на них следующие вопросы:
1. Что будет (случится, произойдет), если в моей жизни ЭТО произойдет?
2. Что уйдет из моей жизни, если ЭТО произойдет?
3. Что будет происходить в моей жизни, если ЭТО не произойдет?
4. Чего не будет (может быть чего я лишусь) , если ЭТО не произойдет?
Отвечайте письменно.
Из настоящего произрастает будущее. Если мы не изменим настоящее, будущее не изменится. И если настоящее похоже на трясину, ничто нас из нее не вытянет, и будущее будет таким же вязким и безликим. Павел, все в Вашей воли, ваших руках, Ваших мыслях и намерениях.
Павел, чтобы помочь себе определить цель в жизни изучите , что сейчас происходит в мире, где бы Вы могли приложить свои знания, свои таланты, где бы Вы могли быть полезным, приносить пользу миру.
Я не знаю в какой сфере Вы развиваетесь, в какой сфере ищите работу, но именно там Вы можете приложить больше усилий для большего развития, большего профессионализма (много курсов). В этой сфере найдите биографии людей, который многого достигли и почитайте про них, воодушевитесь.
Павел, я желаю Вам успеха!