Что лучше: заниматься тем, что нравится или тем, что принесет финансовое благополучие?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я сейчас нахожусь в смятении, мне нужно сделать очень серьезный выбор, но я не знаю к чему стремиться . Я учусь на 2 курсе на программиста, поступала сюда лишь из-за безвыходного положения. Первый курс проучилась вполне нормально, да и то, потому что больше общих предметов, а не направленных на изучение профессии. А вот на втором курсе начались уже предметы с углублением в профессию. И тут я поняла, что это не мое. Я старалась выучить, разобраться, понять, но безуспешно. Мне совсем не интересно здесь учиться и я каждый день хожу на учебу как на каторгу. Теперь я думаю, что мне делать: протерпеть еще 2 курса, продолжив обучение, или отчисляться и поступать в другое место. Но проблема еще в том, что та профессия, на которую я хочу выучиться, если отчислюсь, не очень востребованная на рынке труда и можно устроиться на работу лишь с небольшой заработной платой. А вот профессия программиста довольно востребована, и есть возможность зарабатывать хорошие деньги. Поэтому я не знаю, что лучше. Продолжить обучение, там где не нравится, но потом зарабатывать хорошие деньги. Или заниматься тем делом, что приносит удовольствие, но за небольшую заработную плату.
К тому же еще не знаю как сказать родителям, что хочу отчислиться. Они меня 2 года содержали, платили мне за жизнь, т.к. я обучаюсь в другом городе, а выйдет, что все зря. И я боюсь, что они меня не поймут и заставят продолжить обучение.
Надеюсь, что ваша консультация поможет мне сделать правильный выбор. Заранее спасибо за вашу помощь.
Автор вопроса: Мария Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Мария!
Выбор профессии - это очень серьезный вопрос. Перед подобным выбором, рано или поздно, становится каждый человек. И, разумеется, каждый человек волен выбирать то, что ему больше по душе. И, конечно, никто не застрахован от ошибок, особенно, в таком юном возрасте.
Но давайте немного подробнее разберемся в этом вопросе. Так ли просто сделать этот выбор? И как понять, что для тебя будет лучше?
Я предлагаю разделить этот вопрос на две составные части: первая - это рациональная часть, т.е. все, что связано с логикой, разумом и вторая - это все, что связано с чувством, эмоциями.
В общих чертах, все профессии можно подразделить на несколько групп по тому, с чем человеку придётся взаимодействовать в своей профессиональной деятельности. Всего выделяют пять групп: 1 человек-человек, 2 человек-природа, 3 человек-техника, 4 человек-знаковая система и 5 человек-художественный образ. Ваша будущая профессия относится к четвертой группе.
Теперь коротко о мотивации. Что такое мотивация? Это та внутренняя сила, которая побуждает человека к каким-то действиям. Т.е., другими словами, это какая-то потребность человека. Не вдаваясь глубоко в эту тему, можно разделить все потребности на материальные - это получение материальных благ, социальные - это потребность в общении, признании со стороны общества и духовные - это потребность в совершенствовании своих личностных, человеческих качеств. Соответственно, все эти потребности имеют определенную иерархию. И эта иерархия зависит от того, что для человека важнее на данном этапе его развития. И для того, чтобы профессия приносила человеку удовольствие, она должна удовлетворять всем этим потребностям.
Теперь немного поговорим о Вашей будущей специальности программиста. Что такое программирование? В общих чертах - это составление при помощи какой-то знаковой системы определенной последовательности каких-то действий, направленных на решение каких-то задач, другими словами, каких-то алгоритмов. По сути дела, в своей повседневной жизни мы каждый день, с утра до вечера, ставим перед собой какие-то задачи и выполняем их. И задачи эти самых разных уровней. Как только мы проснулись, мы совершаем утренний туалет, завтракаем и т.д. Т.е., другими словами, выполняем какие-то алгоритмы, благодаря нашим способностям, нашему внутреннему "процессору", нашему мозгу. Могли бы мы все это делать, не имея возможности "программировать" свои действия? Ответ очевиден - нет. Отсюда можно сделать вывод, что любая целенаправленная деятельность возможна благодаря этой нашей способности ставить перед собой задачи и находить способы их решения. Т.е. программировать. Поэтому, какую бы специальность Вы не выбрали из вышеуказанных пяти групп, Вы неизбежно столкнетесь с необходимостью знаний Вашей нынешней специальности. Признаюсь, я в последнее время увлекся веб-программированием. Скажу честно, это мне помогает в повседневной жизни, так как человек я очень неорганизованный, и даже, можно сказать, рассеянный. Но помимо практической пользы, я нахожу в этом удовольствие. Во-первых, эта область деятельности содержит огромные возможности для реализации творческих способностей. Во вторых, это работа позволяет получать и видеть результат, что называется, в реальном времени. Что, само по себе, например, для меня, является дополнительным стимулом.
Теперь, немного о "подводных" камнях на пути получения новых знаний. Главные трудности в освоении новой специальности - это освоение новой информации. Тут главным условием является хорошая память, способность быстро запоминать новые слова-термины. И это первый "камень", который лежит на пути освоения специальности. И часто люди, "споткнувшись" об этот "камень" теряют все свое желание двигаться дальше. Когда человек отстаёт от группы по каким-то предметам - это может двояко повлиять на его мотивацию. Одни "опускают руки": - "да пошло оно все это!! бросить все к черту!!". Другие, наоборот, берут себя в руки, сосредотачиваются на решении учебных задач вопреки обстоятельствам. Нет, я думаю, такого человека, который не переживал бы подобную ситуацию.
Что я бы Вам посоветовал в этой ситуации. Не торопитесь принимать кардинальные решения. Спешка приводит к ошибкам. Подумайте, взвесьте все. Помните, что все сложности в освоении новых предметов можно преодолеть. Не стесняйтесь обращаться за помощью к преподавателям и другим студентам.
У Вас есть два варианта: 1 - это поддаться обстоятельствам и оставить все на пол пути, 2 - это принять вызов, собраться и не просто окончить учебное заведение, а стать лучшей. Выбор за Вами. Вы еще молоды и у Вас впереди достаточно времени для освоения новых специальностей.
Искренне желаю Вам принять верное решение.