Навязчивая прокрастинация.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня сформировалась некая навязчивая прокрастинация, любое дело, которое мне "надо" сделать я неосознанно откладываю, даже если оно мне интересно и приятно. Я не знаю с чем это связано, но думаю это из-за того, что я все время заставлял себя все делать, в школе/университете "надо" всегда висит над головой. Если я все же начинаю делать какое то дело, то все проходит нормально, но только разово уже в следующий раз я не могу начать снова. Мозг словно ищет любую зацепку чтобы оттянуть время выполнения задачи как можно дольше, переключиться, начинаю делать любые посторонние вещи лишь бы не делать то что надо. Из-за этого очень тяжело осваивать новые вещи, учиться. Некоторые вещи требуют постоянства, например изучение языка, но для меня это попросту невозможно. Это какая то кодировка в моем сознании, как будто к слову "надо" прикрепился маркер "не надо". Кроме того, всякие совершенно не нужные мне в жизни вещи, формальности, правила и прочее подобное у меня выполняются с огромной легкостью и непринужденностью, в то время как у других людей проблемы как раз именно с этим. Я очень много времени трачу на ненужные заморочки вроде точности в оформлении документов и т.д.
Что можно было бы начать делать или в каком направлении двигаться, чтобы побороть эту проблему? Я слышал мнение о том, что у многих в моем поколении есть схожие проблемы с "надо" и это связано с тем, что многие вещи которые заставляет нас делать общество уже не актуальны или же их полезность не понятна в детском возрасте, либо на фоне каких то других казалось бы более полезных вещей, из-за чего формируется отторжение ко всему что обязательно или требуется и при этом возлагает определенную ответственность.
Автор вопроса: Никита Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Желудок Александра Андреевна.
Здравствуйте, Никита! Прокрастинация как явление жизни может иметь абсолютно различные корни и причины. И не всегда это связано с отвержением в психике слова "надо". Ведь вы пишете, что это касается и приятных вещей. При получении удовольствия, психика меньше всего желает включать механизмы прокрастинации.
Самая банальная и частая причина - недостаток мотивации. Банальный пример с голодным человеком, который готов приготовить поесть для удовлетворения своей потребности. Если он действительно голоден, то прокрастинировать он это не будет - не имеет смысла.
Однако, не всегда и не все вещи в нашей жизни увлекают и занимают важное место в иерархии потребностей. С ними бороться сложнее, но способы, всё же, есть.
Составление графика, расписания на день. Чёткого, с конкретным временем. Первое время будет трудно, но вскоре это войдёт в привычку (около 21 дня на это потребуется). Для изучения языков это идеальный вариант.
Есть еще одна интересная особенность. Многие люди в группе, при наличии кого-либо рядом начинают работать лучше (в принципе начинают работать, что немаловажно). Например, изучение языков в группе или в паре с кем-либо подтолкнет вас к этому гораздо сильнее, чем просто надобность.
Порой прокрастинация является просто страхом перед неудачей в каком-либо деле. Тут уже работа с самооценкой и , соответственно, психологом.
Также важно не хвататься за всё сразу, дела делать постепенно. по мере поступления. Тогда не создается иллюзии, что у вас аврал дома, на учебе или работе. Вы вроде что-то делаете, но не затрачиваете на это столько усилий, как если бы это было много заданий за раз.
Вы пишете о том, что занимаетесь посторонними делами вместо основных. Попробуйте лечь и ничего не делать. Вообще ничего. В этот момент вы сможете сосредоточиться на нужном и взять всё в свои руки (лежать можно и час; главное - ваше осознание).
И последнее, что хотелось бы порекомендовать - просто начинать с действия. Привычка именно действовать может отсутствовать и доставлять массу неудобств.Но именно она является решающей при строительстве своего жизненного пути, даже в мелочах.