Почему так важны уверенность и любовь к себе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемый психолог. Давно хотел прояснить следующий аспект, и, надеюсь, вы мне в этом поможете. Сегодня выступающие на телевидении личностные тренеры призывают к уверенности и т.н. любви к себе, в целях изменений в своей жизни к лучшему. Многие из них утверждают, что эти факторы влияют на успех чуть ли не любой мало-мальски значимой совершаемой операции, однако, никто из них ни разу даже не объяснил, как это работает. С т.з. логики, на результат какой-либо деятельности влияют навыки, осведомлённость и внешние факторы, включая вероятность и форс-мажоры. Какое место среди прочего здесь занимает уверенность? Можно быть уверенным в одном, и оказаться не правым. Многие известные люди в истории были настолько уверенны в себе, что совершали глупейшие поступки, которые губили не только их, но и чужие жизни. Другие, совершенно не задумываясь над своей уверенностью, просто занимались тем, что умеют, и добивались успеха. Важность любви в жизни человека - бесспорна. Но несёт ли проявление любви или привязанности к самому себе какой-то смысл? Если человек любит кого-то, то он старается сделать его жизнь комфортной и безопасной. Если человек стремится сделать свою жизнь такой, то это вызвано не любовью, а потребностями. На отношения с другими людьми любовь к себе вред ли повлияет, ведь людям гораздо важнее, как окружающие относятся к ним, а не к себе, ведь от этого зависит характер отношений: перспектива их улучшения или наоборот. Так как же эти феномены работают и влияют на человеческую жизнь? Может ли неуверенность студента повлиять на сдачу экзамена, а любовь к себе кандидата, на результаты выборов?
Автор вопроса: Влад Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, уважаемый Влад!
Начну с того, что такое самооценка и какой она бывает.
Самооценка является отражением нашего мнения о себе, тем представлением, которое мы о себе имеем, и той мерой, в которой мы оцениваем себя как личность.
Самооценка — это не просто уверенность в себе, это представление человека о себе, полученное опытным путем, о важности своей личности, оценка личностью самой себя и собственных качеств, чувств, достоинств и недостатков, деятельности и места среди других людей. Она связана с тем, насколько мы ценны, при этом уверенность в себе определяет наши действия и поведение. Самооценка основана на определенных фактах жизни человека, это мнение о себе, которое сложилось на основании прошлых жизненных событий. В основе уверенности в себе лежит адекватная самооценка, которая позволяет быть уверенным в своей способности делать что-либо, справляться с поставленной задачей. Но часто бывает, что какую-то задачу не удалось реализовать (частично или полностью), и тогда наше мнение о себе может измениться в зависимости от обстоятельств. Если человек долго находится в сложной ситуации и не находит выхода, его уверенность в себе снижается.
Потеря доверия к самому себе может быть вызвана чередой разных проблем. Постоянное беспокойство, тревога (в том числе неконтролируемые приступы страха) ограничивают возможности человека и таким образом «разрушают» его уверенность в себе, приводя к появлению ощущения собственной некомпетентности и неадекватности. Подобное влияние могут оказывать постоянные трудности в общении, лишения, сильные длительные стрессы, хронические заболевания.
Негативную самооценку люди обычно выражают, когда акцентируют внимание на своих слабостях и неудачах, обесценивая положительные стороны и считая достижения случайностью. Такое отношение человека к себе зачастую приводит к невозможности реализации практически во всех сферах жизни. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение и пассивность.
Так, например, имея высокую самооценку в профессиональной деятельности, специалист ищет пути решения интересных и сложных задач, пробуя новые, креативные подходы. Выполнение этих задач подкрепляет позитивную самооценку и уверенность в своей способности думать, принимать жизненные вызовы, стимулирует дальнейшее профессиональное развитие.
Человек с низкой самооценкой, наоборот, предпочитает выполнять знакомую и безопасную работу, таким образом избегая ошибок и ответственности, что еще больше занижает его самооценку. Он ставит перед собой более низкие цели, чем те, которых может достигнуть, преувеличивая значение неудач.
Таких людей Вы наверняка встречали, но думали, что они просто очень скромные или застенчивые. Они не высказывают свое мнение при коллегах и друзьях, скованно чувствуют себя в компании, соглашаются на низкую зарплату и избегают новых начинаний из-за боязни не справиться. Часто эти люди сутулятся, у них неуверенная походка, они редко улыбаются. Окружающие иногда принимают их за сердитых, неконтактных, странных. Как следствие возникает непонимание, изоляция от людей, одиночество.
Люди с завышенной самооценкой на самом деле неадекватно оценивают свои возможности и ставят более высокие цели, чем те, которых они могут реально достигнуть. У них высокий уровень притязаний, часто не соответствующий их возможностям. Но такая жизненная стратегия может быть и гиперкомпенсацией низкой самооценки, которую человек скрывает, выстраивая «фасад успешности».
Люди с завышенной самооценкой вследствие самоуверенности не дают себе права на ошибку. Также излишняя самоуверенность может быть следствием определенного стиля воспитания в семье и школе. Будучи абсолютно уверенными в своей правоте, люди с завышенной самооценкой не склонны анализировать свои поступки, что может привести к отсутствию самоконтроля, принятию ошибочных решений и к рискованным поступкам. Идя по такому пути, человек теряет чувство осторожности, что отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей его жизни.
Адекватная самооценка, предполагает равное признание человеком, как своих достоинств, так и того, что кажется ему недостатком. Человека с адекватной самооценкой отличают такие качества как умение спокойно и конструктивно находить и принимать решения, последовательно их реализовывать. Допуская ошибки, он не обвиняет себя или других, а анализирует их причины, чтобы не повторить их вновь.
Теперь ближе к Вашему вопросу. Итак, студент с низкой самооценкой может быть успешным, если выберет стратегию гиперкомпенсации и будет изо всех сил стараться быть лучшим, чтобы не показать свое настоящее «Я». И кандидат может привлечь голоса избирателей, не только предвыборной программой, но и поведением уважающего себя и других человека, уверенного в своих способностях.
Без самоуважения жизнь человека бывает чрезвычайно болезненной, потому что многие его базовые потребности не удовлетворены. Проблема самооценки состоит в человеческой способности судить. Суд над самим собой и неприятие себя причиняют сильную боль. Подобно тому, как человек оберегает место травмы на теле, не касаясь его, он избегает всего, что может, так или иначе, усилить боль, причиняемую отвержением себя.
Низкая самооценка и обесценивания себя не дают возможности реализоваться потребности человека в собственной значимости, что в свою очередь, приводит к таким негативным эмоциям как страх, стыд, и раздражение. Для подавления этих неприятных состояний люди развивают компенсаторные стратегии. Многие пытаются поднять негативную самооценку с помощью чрезвычайных успехов, поиска многочисленного признания, избегания неприязни или отвержения. Если это удается в достаточной степени – проблема компенсируется и становится для такого человека менее явной, если нет - прежние неприятные эмоциональные состояния возвращаются, что в дальнейшем может привести к психическим расстройствам. Для человека, склонного думать о себе, как о личности в целом, что он плох, не достоин любви и недостаточно хорош, характерны такие утверждения: «У меня никогда ничего не получалось» или «Мои родители меня никогда не любили, значит со мной что-то не в порядке».
Имея такие негативные базовые убеждения, человек боится рисковать, исследуя новые пути в бизнесе и карьере, ему труднее встречаться с людьми, проходить собеседования при приеме на работу или добиваться того, в чем он боится потерпеть неудачу. Также он ограничивает свою возможность раскрываться перед другими, проявлять сексуальность, быть в центре внимания, прислушиваться к критике, просить о помощи или решать проблемы.Чтобы избежать осуждения или отторжения самого себя, он возводит защитные «фасады», злится и обвиняет, хвастается, оправдывается, обращается к алкоголю или наркотикам, становится трудоголиком или перфекционистом.
Подводя итог сказанному, поддержу мнение моих коллег о том, что принятие себя без осуждения является одним из условий успеха.