Отсутствие мотивации и стремления к успеху.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Меня зовут Александр, мне 19 лет. Студент, на втором курсе обучения технического вуза. На данный момент, испытываю проблемы в самопознании и самореализации. Работать в дальнейшем по выбранной специальности нет никакого желания, учеба в вузе вовсе не интересует. В то же время страх остаться у разбитого корыта. Много времени посвятил самообучению в интересующих себя нишах современных профессий. Казалось бы, знаний достаточно чтобы начать действовать, но мешает страх, неуверенность, отсутствие опыта. И так день за днем: с утра я посвящаю время досугу (общение с друзьями, онлайн игры, спорт, чтение интересующей литературы) а под вечер, когда иду спать, посещают мысли, в которых моя дальнейшая жизнь не кажется медом. Каждый день -- словно день сурка. Не испытываю проблем в социальном общении, есть верные и хорошие друзья. В университете окружают хорошие люди, в т.ч. и преподаватели, но интереса к излагаемому материалу нет, и не появится. Я считаю, что высшее образование в наше время сильно переоценено, и чтобы добиться успеха не обязательно его реально получать. В соц.медиа окружен потрясающими примерами молодых людей, которые уже добились успеха. Могу сказать точно, что у меня отсутствует мотивация, но я вообще не знаю, каким образом ее можно получить. Желание получить что-то материальное отсутствует, просто хочется достойной жизни.
Как выбраться из этого колеса и начать действовать? Замотивировать себя на успех, пока это еще не поздно?
Спасибо за ваше внимание.
Автор вопроса: Александр Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Татьяна.
Александр, добрый день!
Спасибо за подробное описание своего состояния. Конечно, чтобы ответить совсем подробно мне бы нужно получить ответы на вопросы - этот ВУЗ и факультет Вы выбирали сами? Какие предметы Вам наиболее нравились в школе? Какие хобби у Вас были и есть?. Но Вы можете ответить и сами себе на эти вопросы.
Страх несамореализоваться - это нормально. Это и есть мотивация, правда мотивация избегания неуспеха. Но она у Вас уже есть.
Не всем нужна мотивация достижения. Ведь достигать - это постоянно как белка в колесе бежать еще сильнее, еще быстрее, больше, выше... Если для Вас главное - не потерпеть неудачи - это также прекрасно.
Судя по Вашему письму - вы сейчас справляетесь со стрессом как можете - замерли. Ушли в общение, онлайн игры, спорт, чтение, самообразование. Судя по этим способам Вам нужно накопить свои силы для чего-то.
Это был пока лишь анализ Вашего сообщения. Теперь давайте по порядку, хорошо?
1. Образование. В наше время высшее образование снова стоновится важным для дальнейшего карьерного и профессионального роста. С 1 января этого года в действие вступили профстандарты по всем профессиям. И Среднее специальное образование осталось уделом лишь для линейных профессий, рабочих профессий. Неоконченное высшее или средне-специальное не рассматривается работодателями вообще, это возможность работать лишь в профессии без квалификации. Вы хотите самореализоваться в том числе и в интересных для Вас профессиях. Мы с Вами можем пройти психодиагностику, которая покажет Ваши личностные качества и особенности мышления, на основании которых уже можно понять какие способности и какой потенциал у Вас есть. Это не будет значить, что нет необходимости развиваться. Лишь вектор, куда и что развивать. После чего можно понять - остаться на этом же факультете, перейти куда-либо, найти какую-то точку опоры.
2. Проанализировать что Вы уже выбрали для себя как интересные профессии. Посмотреть что в них общего, на что нацелены Ваши устремления и как вписать их в Ваши устремления, как связать их с нужным образованием, как в будущем выстроить карьеру.
3. Ваша мотивация - стремление не получить поражения, избегание неудач - она также работает и на Ваши желания. Проще говоря, Ваша мотивация - делать работу ради того, чтобы не получить головомойку за непопадание в сроки. Это лишь преобладающая мотивация на сегодня, это не вердикт. Потому что типажа чистой мотивации не бывает. Если же Вы хотите одного(успеха), а сейчас у Вас преобладает иная мотивация (избегание), то что Вы имеете? Прежде всего прошу Вас учитывать риски такой мотивации - стремление сделать лишь срочные дела, пренебрегая важными; страх начать новое; формирование заниженной самооценки. Но если Вы знаете теперь эти риски, у Вас в руках есть реальные инструменты - Определиться с наиболее важными желаниями и мечтами; определить свои таланты и заняться своим "призванием"; самодисциплина. ТО есть ставите цель, идете к ней, но благодаря составленному тщательному плану.
Это самые работающие рекомендации. Но конечно они сложны.
Мотивация избегания несет и плюсы. Люди с таким типом мотивации даже благополучнее, чем "достигаторы". Вы умеете отдыхать, у вас может быть творческое мышление, вы умеете экономить уйму внутренних сил и ресурсов. Перестаньте переделывать себя по примеру кого-то. Примите себя, и свою мотивацию как часть Вашей личности.
Можно сделать еще такой шаг - не ломать себя, а "поймать волну". Многие успешные люди говорят, что обязаны свои успехам ряду ситуаций, когда "или пан, или пропал". Ведь суть такой идеи риска - поставить себя в условия, в которых можно работать хорошо, не подвергая себя ломке самого себя же. То есть, найти свои амбиции и следовать им.
Второй путь - определитесь чем Вам мешает ваша мотивация избегания. Подумайте как убрать негативные последствия.
И напоследок, знаете синдром второго курса студентов-медиков? Они находят у себя все болезни из справочника. Вот вполне может быть, что определив проблему Вы можете настолько начать углубляться в нее, думать о ней, что забудете о своей цели.
Лекарством может оказаться желание и умение спокойно и трезво анализировать, ставить четкие планы (почитайте что такой цели по СМАРТ), анализировать успехи и неудачи, и снова идти.
Это лишь разбор по Вашему письму. Вполне возможно, что есть еще много всего, что я не знаю еще, не могу составить общую картину. Если Вы готовы - разберемся вместе.
с уважением,
Татьяна Владимировна Андреева