Можно ли тренировать в себе психологическую зрелость как мышцы в спорте?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я выросла в дисфункциональной семье, где в порядке вещей были драки, рукоприкладство, насилие (моральное и физическое), была самой младшей в семье. У меня не было никаких хобби, увлечений, прогулок с мальчиками, только школа. В связи с этим возникали очень большие проблемы в отношениях с людьми, в частности с противоположным полом. Я выросла созависимой и вышла замуж за алкоголика, всё время пытаясь его переделать своей "любовью". Отношения длились восемь лет. Полтора года назад я с ним развелась, приняв тот факт, что проблемы не у него, а у меня, в моей голове. Я не умела любить себя и заботиться о себе и искала того, кто сделает это за меня. Роман с бывшим мужем - не единственный неудачный роман в моей жизни. По сути, у меня за всю жизнь не было ни одних полноценных отношений c мужчинами. Теперь я учусь исполнять свои желания сама, принимать себя и управлять своей жизнью. Первый раз в жизни. Также я меняю профессию и в ближайшее время не планирую вступать в отношения, пока сама с собой не стану счастлива и полноценна. Вопрос: если я никогда этого не делала в сознательной жизни, правильно ли я понимаю, что это будет не всегда легко как поначалу в спорте? То есть у меня не было привычки слушать себя и жить своей жизнью, опираться на себя, я делаю это только почти в 30 лет. Нормально ли будет то, что в некоторых моментах Моего пути мне будет неловко, страшновато? А позже, чем больше я сама буду исполнять свои желания, тем увереннее в себе буду становиться? Чувствую, что я на правильном пути. Заранее благодарна за ответ.
Автор вопроса: Мария Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Мария!
Сожалею, что Вам выпало столько испытаний с самого детства! Вас воспитывали в строгости и дефиците любви, заменяя проявление чувств болью от побоев и унижений.
Вы действуете абсолютно верно, Мария, решив начать принимать, ценить себя и самой управлять своей жизнью. Это действительно может быть похоже на тренировку в спорте, Ваша метафора подходит для понимания процесса.
Как и на спортивной тренировке, Вы сначала изучаете, что Вы делаете "не так", почему у Вас не получается нужное движение, потом понимаете, как делать, чтобы было "так", а потом начинаете кропотливую упорную ежедневную работу по отработке нового навыка, доведения его до автоматизма, когда он станет частью Вашей обычной жизни. И нетренированные мышцы тоже первое время будут болеть.
Радует то, с какой стойкостью и уверенностью в лучшем будущем Вы, Мария, рассказываете в письме о своей жизни. Конечно, это сложный путь в новое будущее с новой Вами. На пути будут новые задачи, испытания Вашей веры в себя и желания добиться для себя лучшего варианта судьбы.
Радует то, что Вы не пишете с ненавистью о своей семье и бывшем муже-алкоголике, не вините их, а воспринимаете эти испытания как метафорическое "дно", от которого можно и нужно оттолкнуться, чтобы начать подъём к свету. Вообще по Вашему письму создаётся впечатление, что Вы уже очень многое изменили в себе и в своей жизни, проработали некоторые негативные моменты своего опыта.
Мария, Вы переживаете сейчас ответственный возрастной кризис, Ваше решение сменить профессию подтверждает то, что в Вас происходят важные трансформации, ведущие к личностному росту. Есть такое выражение: "то, что нас не убивает, то делает нас сильнее". Читая Ваше письмо, у меня складывалось впечатление, что все сложности Вашей судьбы помогли Вам начать движение к самой Себе, к Себе настоящей. Путь роста иногда происходит так жестоко и болезненно, как в Вашем случае, что сделало Вас сильнее.
Если Вы чувствуете, что сейчас Вам необходима пауза в отношениях с мужчинами, то прислушайтесь к себе, к внутреннему голосу. Есть мудрость "лучше ни с кем, чем с кем попало". Вы находитесь на пути изменения, Ваши трансформации, видимо, слишком глубоки и обширны, требуют от Вас большой концентрации, напряжения сил, воли, а потому Вы чувствуете, что построение новых отношений может отвлечь Вас от того, что в данный момент важнее.
Вы сейчас переживаете важный возраст, когда происходит переоценка ценностей, очередное "взросление", но совершенно на ином уровне, чем в предыдущий период. Растет Ваша духовность, умение понимать законы, по которым устроен мир, появляется необходимый внутренний стержень личности, Вы выстраиваете границы, которые ранее были выстроены неправильно. В такие моменты человек может сознательно принимать решение об ограничении себя в чём либо, взять на себя обязательства, решить проходить своеобразное "послушание", которое позволит перейти на новый уровень развития личности.
На этом пути Вам (как и любому человеку в аналогичной ситуации) будет иногда становиться страшно, иногда старые стереотипы и привычки будут тянуть Вас в прошлое. Будут и ситуации, когда Ваша вера будет испытываться на прочность, появятся соблазны. Постарайтесь избежать соблазнов под названиями "я никогда не буду такой как мои родители", "я никогда не найду нормального мужчину", "только я сама могу исполнить мои желания", "я могу стать счастлива и полноценна только наедине с собой".
Примите своих родителей с благодарностью - они проживали такую жизнь, на которую были способны, в этом их беда, их судьба.
Примите свой негативный опыт с мужчинами с благодарностью - теперь Вы знаете, чем заканчивается общение с такого типа мужчинами, тогда подумайте, какого мужчину Вы бы смогли принять без страха наступить на те же грабли: с какими качествами, где такие мужчины встречаются - бывайте там и ищите такого.
Конечно, Вы, прежде всего, самой себе должны стать уверенной в себе личностью, цельной, самодостаточной - чтобы не впадать в зависимость от кого-то и чего-то. Но это не отрицает возможности ощущать себя счастливой от общения с людьми, от взаимности чувств с достойным человеком, которому Вы очень нужны, от осознания того, что кто-то любит Вас, считает наградой возможность заботится о Вас, дарить Вам искренность и теплоту. Знайте, что есть на свете человек (и не один!), который ищет именно Вас, потому что он идёт по своему Пути так же настойчиво, как и Вы по своему. И его миссия - излечить Ваши раны, дать понять, что мир не без добрых людей.
Мария, желаю Вам веры, сил и счастья на Вашем Пути!