В чем смысл моего существования?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Работаю на нелюбимой работе. Семьи нет. Друзей нет. Живу один. Потерял смысл своего существования. Нахожусь в депрессии долгое время, может быть около года. Энергии нет совсем. Заедаю это состояние. Начал курить. Выхожу на улицу только в магазин. Практически ни с кем не общаюсь, ощущение, что будут только смеяться надо мной. Никого не хочу видеть. Неделю назад расстался с женщиной, с которой у меня были созависимые отношения. В выходные дни вся энергия уходит на то, чтобы не позвонить ей, не написать, не смотреть ее страницы в соц сетях. Жизнью отшельника живу давно. Нормального отпуска не было уже примерно лет 16. Время уходит в пустую. Спортом заниматься перестал, не помогает. Хочется повеситься. Но этого я конечно же не сделаю.
Понимаю, что смысл могу обрести, реализовывая себя в каком-нибудь деле, которое будет мне интересно и обязательно принесет мне доход. Но, чтобы дело приносило доход ему нужно обучиться, набрать клиентскую базу. Понимаю, что на это уйдет много времени и сил. Это осознание совсем деморализует меня, ложусь на кровать или на пол, слезы катятся, и я даже не то чтобы встать не могу, я даже перевернуться на другой бок не могу. Как быть? С чего начать?
Автор вопроса: Егор Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Егор, здравствуйте. Насколько правильно я понимаю, в данный момент Вы потеряли всякий смысл своего существования и не знаете с чего начать путь к его поиску. Давайте разбираться.
Егор, скажите, Вы написали , что в депрессии почти год, но написали только сейчас, с чем это связано, что подтолкнуло именно сейчас обратиться за помощью, расставание с женщиной или еще что-то? Еще вопрос, касательно начала депрессии, что ей предшествовало, какие события в Вашей жизни привели к ней?
Егор, по поводу того, что никого у Вас нет, скажите, а раньше друзья у Вас были? Отношения с родственниками не поддерживаете? Есть ли братья, сестры? С другой стороны, Вы пишите, что никого не хотите видеть, то есть Вы осознанно отгородились от всех. Как давно, Вы так себя изолировали, по какой причине и чувствовали Вы себя так раньше, в детстве? Задаю этот вопрос из-за фразы “практически ни с кем не общаюсь, ощущение, что будут только смеяться надо мной”, что-то в ней есть из детства. Из-за кого Вы, возможно, чувствуете стыд? По какой причине Вы должны Вызывать смех?
Егор, теперь по поводу Ваших отношений. Скажите, как долго Вы встречались? Инициатором расставания были Вы? Попробуйте проанализировать ваши чувства к женщине (гнева, разочарования обиды) и составьте несколько списков:
1. “Я обижаюсь на свою мать за то, что...”,
2. “Я обижаюсь на своего отца за то, что...”.
3. “Я обижаюсь на свою девушку за то, что...”.
4. “Я недоволен собой из-за того, что...”.
Возможно, вы обвиняете себя за то же самое, за что обвиняете других.
Еще я рекомендую Вам прочитать книгу “Когда любовь - это больно. Как отличить любовь от зависимости и выйти из токсичных отношений”. Сильвия Конгост 2020. Я уверена, что она Вам поможет разобраться в своих чувствах к женщине.
По поводу Вашей реализации. Вы написали, что не были в отпуске 16 лет, Вы работаете с 14 лет? А кем?
Вспомните, когда Вы были маленьким, то кем хотели стать? По каким причинам не реализовали свои мечты? Чем занимались в детстве (кружки, хобби).Та профессия, на которую Вы выучились была Вашим выбором?
Было ли такое у Вас в жизни, что Вы ничего не выбираете, а выбор делают за Вас? Кто чаще всего принимал за Вас решения?
Следующее, Егор, напишите эссе: ”Моя идеальная жизнь”. Я уверена, что внутри Вас всплывут все ваши желания, которые Вы хотели бы воплотить в жизнь. Почувствуйте себя волшебником собственной жизни, что Вы в ней сможете сделать так, как хотите.
Далее, попробуйте написать про свои ограничения. Про те ситуации, где Вы чувствуете, что не в силах что-то изменить. Про то, почему не можете это сделать и от кого Вы зависите в этой жизни.
Егор, попробуйте ответить на следующие вопросы:
Что в своей жизни я делаю, но не хочу делать.
Что в своей жизни я хочу, но не делаю.
Почему я живу, как в п.1 и не живу, как в п.2
Важно ответить на эти вопросы и , наконец, разобраться в своих желаниях или в их подавлении.
Следующее задание будет также касаться того, что Вы хотите в своей жизни и что Вы должны в ней.
Я хочу Я могу Я должен
В отношении себя
В отношении семьи
В отношении профессиональной деятельности
В отношении друзей
В отношении страны, мира, природы.
Заполните эту таблицу и в конце нее напишите, что Вы точно будете делать. Немного проясните свои желания, возможности и ограничения. Тоже хорошее упражнение для осмысления своей жизни.
Последнее, называется: ”Кто я такой”. Возьмите восемь кусочков бумаги и напишите на каждом из них ответ на вопрос “Кто я такой?”( как примеры, сын, брат, любитель музыки и т.д.). Нужно расположить эти бумажки в порядке приближения от периферии к центральному утверждению , то есть к тому, которое ближе всего передает суть человека. После этого, нужно поразмыслить над каждым листком и представить себе, каково было бы отказаться от этой части своей индивидуальности. Подумайте еще над тем, какие черты в себе Вам не нравятся и Вы хотели бы их исправить. Есть ли то, что Вы в себе очень сильно не любите?
Егор, в конце я хотела бы Вам порекомендовать книгу Роберта Лихи: “Победи депрессию прежде, чем она победит тебя”, в этой книге есть пошаговые инструкции, как разобраться с депрессией и стать увереннее в себе.
Егор, я рекомендую обратиться к психотерапевту для диагностики Вашего состояния и проработки его причин.
Егор, начинать учиться чему-то новому и организовывать свое дело, можно в любом возрасте, есть примеры. Да, для этого нужны внутренние ресурсы, а для этого, нужно четко понимать, что я хочу и в каком направлении дальше двигаться. Ресурсы нужно поискать, это Ваша внутренняя опора, на которой можно строить все остальное, но не всегда их видно. Я бы сказала, даже такое тупиковое состояние можно рассмотреть, как ресурс, когда падать уже некуда, остается только взбираться вверх. Попробуйте увидеть в депрессии такой ресурс и начните оттуда уже выходить.
С Уважением, Радионова Ольга.