Стоит ли бросать универ?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Уже довольно давно столкнулась с такой проблемой - я не хочу учиться в университете. Может вы сейчас скажете: "Это просто лень, высшее образование нужно для хорошей жизни" и так далее, но я не знаю, как мне быть. Начну с начала. Я закончила школу с хорошими оценками, было всего три четверки, хотя училась я по большей части неохотно, никогда не понимала, зачем учить то, что тебе не интересно. Математика, физика, химия и прочие мне никогда не давались, и я не горела желанием их осваивать. Я чистый гуманитарий. Моими приоритетами всегда были русский, литература, английский. Но я так же занималась рисованием, причем на профессиональном уровне, поэтому активно готовилась к поступлению в архитектурный. Но за три месяца до выпуска из школы внезапно поняла, что это не мое. И пошла сдавать литературу и английский для поступления на лингвистику. Но мне не хватило пары баллов для бюджета, чтобы поступить в вуз, который я хотела, а на платное мы бы не потянули. Я вернулась в свой город расстроенная, подавленная, с абсолютным ощущением своей тупизны. Масло в огонь еще подливала моя мама. Дело в том, что для нее было чуть ли не жизненно необходимо, чтобы я получила высшее образование. Оно и понятно, каждый родитель хочет лучшего для своего ребенка, но у моей мамы это выглядит как маниакальная зацикленность. Но, скорее всего, все дело в том, что она сама по глупости не пошла учиться в вуз и сейчас не имеет хорошей зарплаты, все сваливает на отсутствие высшего образования. Итак, я осталась в своем городе. Мне только исполнилось 18, а значит, нужно найти работу. И тут мои знания в области искусства очень даже пригодились - я устроилась продавцом-консультантом в магазин художественных товаров. Зарплата была на удивление приличной, и тут я поняла, что совсем не хочу поступать в вуз. А все было направлено на то, чтобы в конце года пересдать ЕГЭ и снова поступать. Я вроде бы с этим согласилась, но что-то внутри меня этому сопротивлялось. Но, так или иначе, я отбросила эти мысли. Весь год я не то что бы готовилась к поступлению, я просто учила английский. Сама. Без чьей-либо помощи. Читала книги на английском, смотрела фильмы с английскими субтитрами, переписывалась с англоязычными студентами. Мне это нравилось. Я поняла, что если и поступать в вуз, так на лингвистику. Но мне так же нравилась моя свободная жизнь. У меня были деньги, я делала то, что хотела, я учила то, что хотела. И когда пришло время сдавать экзамены, я немного расстроилась. Я пересдала ЕГЭ, немного на радость себе и на огромную радость мамы я поступила на бюджет туда, куда хотела. Мы с мамой переехали в Москву. Сняли квартиру. И началась моя студенческая жизнь. И тут стало происходить что-то странное. Первые полгода я отучилась вроде бы с интересом, но ближе к зимней сессии он все больше угасал. Я сдала экзамены и вздохнула с облегчением - какой-то период времени можно не учиться. Но это была специальность, которая мне так нравилась! Что же произошло? Куча ненужных предметов, ничего толком не объясняющие преподаватели. Наша очка была похожа на заочку, только мы еще в универ каждый день ходили. Мне стало надоедать. И, что самое страшное, это все отбило у меня желание учить языки. Началась депрессия. Начался второй семестр, я стала пропускать пары. Одна, две. День, два. Неделя. Дошло до того, что я не появлялась в универе полтора месяца. Это мне потом аукнулось на сессии, но мне в тот момент было плевать. Я кайфовала от того, что не хожу на ненавистные пары. Но потом одумалась, ведь меня могли отчислить, если бы было много долгов, а это бы расстроило мою маму, которая и так очень много сделала для того, чтобы я училась в Москве. Я пытаюсь учиться ради мамы. Потому что она этого так хочет. Но все чаще я задумываюсь о том, что безумно хочу бросить универ. И уехать куда-нибудь. Я серьезно. Волонтером там, заняться коучсерфингом, уехать из России. Может, сейчас скажете, что на мне розовые очки, нужно много денег, чтобы отправиться за границу. Но не соглашусь. Я так давно, на самом деле, об этом задумываюсь, что изучила уже невероятное количество источников информации. И, если честно, это именно то, чего я хочу. Посещать разные страны, общаться с новыми интересными людьми, узнавать культуру, совершенствовать английский и учить другие языки, ведь в языковой среде это сделать куда проще, чем сидя на парах без особой практики. НО Как мне решиться? Стоит ли бросать универ? Может, я просто до жути ленивая, не хочу учиться? Мама столько денег, времени и сил в меня вложила, как я могу просто вот так все бросить? Кстати, я пыталась завести разговор. Но он перетекал в скандал типа "Кому ты там нужна без образования?? На панель пойдешь???" и все такое. Мне очень тяжело. Сейчас я на 2 курсе, мне 20 лет, сил учиться нет, желания что-то делать здесь тоже. Постепенно превращаюсь в амебу. И это страшно. До безумия хочется все бросить. Но...
Автор вопроса: Ксения Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Ляшенко Виктор Владимирович.
Здравствуйте, Ксения.
Ваши переживания свидетельствуют о наличии противоречивых желаний и ценностей. Для начала давайте попробуем их обозначить:
- Вам важно, чтобы дело, которым вы занимаетесь, было интересным для вас.
- Вы любите рисовать.
- Вы любите изучать английский язык, и с удовольствием это делаете.
- Вы хотели бы путешествовать по миру.
- Вам нравится свободная жизнь без обязательств (и перед другими, и перед собой).
- Вам важно, чтобы у вас были хорошие отношения с мамой.
- Вам важно сохранить собственное самоуважение.
По всей видимости, вы устали от ощущения постоянной обороны и вынужденности отстаивать свои интересы, и даже упреждаете возможные «нападки» психолога. Кстати, именно такое «давление мира» и помогает понять действительные свои нужды, и, отказавшись от романтических детских фантазий, повзрослеть. Это давление лишь обнажает наши слабые стороны.
На самом же деле, вы, Ксения, сами пока ещё не уверены в том, что вам на самом деле нужно, и ваша мама делает вам большую услугу. (Замечу, что всякий человек время от времени чувствует неуверенность в том, что он делает, некоторые переосмысливают свою жизнь, вносят изменения в деятельность и занятия, и порой кардинально меняют направление своей жизни).
Вот вы с удовольствием и на проф. уровне рисовали. А потом вдруг поняли, что это «не ваше». Как вы это поняли? Что сейчас с вашим рисованием? Это совсем перестало вас привлекать, или вы по-прежнему рисуете?
По поводу «кучи ненужных предметов» в институте и «ничего толком не объясняющих преподавателей». Это, Ксения, «проза жизни». Вы либо принимаете, что никто вам ничего не будет «объяснять», то есть никто не будет вас обслуживать (и тогда начинаете самостоятельно вникать и разбираться в том, что ВАМ нужно, взрослеете), либо продолжаете по-детски бунтовать, предъявлять претензии и обижаться на недоброкачественное обслуживание тех, «кто обязан», и… проходить мимо СВОЕЙ жизни.
Причина этой вашей «депрессии» (причиной которой является ощущение вами отсутствия перспектив) и внутреннего тупика, на мой взгляд, лежит в ваших отношениях с мамой. И не в том, что мама вас убеждает, настаивает, вкладывает средства, а в том, что никто из вас двоих (и в первую очередь, вы, Ксения, поскольку это же вы задаёте вопрос и ищете выхода) не прилагает усилий к тому, чтобы услышать друг друга. Каждый из вас старается доказать свою правоту, настоять, переубедить – а это никак не помогает услышать другого.
Тратя столько сил на противостояние маме (прежде всего, внутреннее противостояние, оттого у вас и такая любовь к «свободе»), вы начинаете противостоять и всему тому, к чему она прилагает столько усилий – вашей учёбе. И она начинает вас тяготить. А это ведь то, что вам как будто нравилось?
Каков же выход?
1) Постарайтесь слышать маму, и говорить с ней не на языке противостояния, а на языке внимательного, любящего и заинтересованного В НЕЙ человека (вы ведь любите маму?). Чтобы тебя услышали, необходимо сначала самому услышать другого.
2) Вспомните, что это ВЫ выбрали лингвистику, а не мама (Или мама? Что у вас получилось с рисованием?). И вне зависимости от того, что у неё есть свои интересы в том, чтобы вы окончили институт, вспомните о своих интересах. Возможно, что ваши интересы не противоречат друг другу.
3) Если вы чувствуете, ощущаете, доподлинно знаете, переживаете всем своим сердцем, ЧТО ВАШЕ (вне зависимости от того, противоречат ваши интересы маминым или нет), то советы вам больше не нужны…
4) А если это всё же не так, то слушайте маму, она пока что лучше знает, что вам нужно. И она точно желает вам добра.