Если муж живёт отдельно нужно ли с ним разводиться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 47 лет, мужу 52, в браке 22 года, есть сын 21 год. У нас до сих пор нет своего жилья. Есть старенький дом - землянка без всяких, естественно, удобств, то, что сумели купить. Но он в пригороде, от работы далеко, добираться сложно. Купили его 11 лет назад. На работу приходилось ехать вместе с мужем на его машине, а поскольку моя работа начинается с 14, оставалось бродить до этого времени по городу, а закачивала в 20, потом ждала порой до 12 ночи мужа, который забирал меня домой. Стала очень уставать, болеть, начались какие-то странные приступы. Это позже я узнала, что это паническими атаками называется, а тогда это было ужасно - я не понимала, что со мной происходит, думала, что умираю. Мужа это всё начало раздражать, в эти моменты мне было страшно оставаться одной, я плакала и умоляла меня вылечить, но он только злился ещё больше. Тогда я поняла, что мне самой как-то надо выбираться из всего этого, и я решила снимать жильё в городе, чтобы больше не ездить, купить жильё мы не могли. Так мы стали жить отдельно - его всё устраивало, потом и сын перебрался ко мне, а муж так и жил один. Сначала заезжал часто, помогал оплачивать квартиру, планировали продать дом и купить квартиру, чтобы вместе жить. А 3 года назад заявил, что ему одному лучше и практически пропал. У меня был нервный срыв, я слегла и долго не могла работать, денег не было, а надо было на что-то жить, правда сын пытался что-то делать, но подростка не брали на работу. В общем кое-как выживали, за это время накопились долги за квартиру, и не маленькие, и я заставляла себя работать, а с работы меня уволили за это время. Пришлось организовывать себе новую работу, я музыкант по профессии. Муж объявился, но с нами так и не живёт, но и не разводится, рассказала ему о долгах, просила помочь, но он заявил, что это мои проблемы, и я сама их должна разгребать, раз их завела - как он выразился. Целыми днями я работаю, но какие у музыканта, педагога деньги, сын тоже работает, но долг погасить не можем. Стали отниматься руки после ужасных головных болей, врачи говорят, что непорядок с сосудами, нужно лечиться. Сколько я могу ещё так жить, уже 47 лет, нет своего угла, постоянные приступы и мужа никак забыть не могу, его предательство забыть не могу. Особенно страшно, когда ослабнешь от приступа, а одна, некому поддержать, чувствуешь себя настолько беспомощной. Себя уговариваю, что я должна быть сильной, что не так всё плохо, с приступами начала справляться, вот только когда сердце с ровного места начинает зашкаливать особенно по ночам -тяжело это всё. Муж считает, что мне постоянно плохо, а это внимания не стоит. Откуда такое равнодушие? Я лишний раз и не говорю ему что приступ был - всё равно кроме усмешки ничего не будет или просто равнодушие. Спрашиваю его -
зачем ходишь сюда, почему не разводишься, если нет чувств. Говорит - нет, любит. Смешно даже, если бы не было так грустно. Как мне себя вести? Закрыть двери и больше не пускать или просто развестись? Как ему объяснить, что я не хочу таких отношений?
Автор вопроса: марина Возраст: 47

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Марина, здравствуйте!
Чего хотите Вы? Таких отношений как есть, не хотите, а каких? Нам проще говорить о том, чего мы не хотим и чего нам не надо, а вот сформулировать для себя - "чего я хочу и что мне надо?" - даётся сложнее (возможно потому, что не привыкли так думать, про себя, о себе).
Отношения уже не радуют - что остаётся по факту? Если не нравится, как складываются события и нет возможности их изменить, то что можно, стоит сделать, чтобы Вам было лучше?
Некоторую надежду, возможно, даёт то, что говорит Вам муж (что он Вас любит), но он не демонстрирует это своим поведением? (в чем проявляется его любовь к Вам? И, для чего он так говорит?).
Подумайте, может имеет смысл задать определённые правила общения (муж с Вами не живет, он заявил позицию, которая устраивает лишь его, в таком случае и Вы можете внести свои условия). Если он не согласиться, то тогда что? Вас вместе не связывают жилищные условия, Вы уже сделали шаг для себя, переехав в город.
Если хотите, чтобы рядом с Вами был мужчина, который поддерживал бы Вас (может лучше если бы появились новые отношения?), люди в абсолютно разном возрасте устраивают заново свою личную жизнь.
Просто подумайте - что будет лучше для Вас (лучше - это что?) и от этого отталкивайтесь, отпустив лишнее или найдя компромисс.