Прощать или нет открытую измену со стороны мужа?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Светлана, мне 42 года. С будущим мужем познакомились в 2000 году, когда он пришел из армии, я его старше на 3 года. Все очень быстро закрутилось, стали жить вместе. Было много съемных квартир, но были вместе. Он старался, ездил в Москву на заработки, всегда меня удивлял. Что очень важно, он был не жадный. Конечно было все и ссоры, и прощения за косяки. Погуливал, но я не придавала этому значения, т.к. все равно он был со мной, с ним было очень здорово. У него был свой бизнес, деньги появились и начался ад. Испытание деньгами он не прошел (деньги ляжку жгли), друзья, девки, пьянки. В это время я была уже беременна, и я думала только о своем здоровье. Малыша родить просил со слезами. О малышке ни сколько не жалею, родилась доченька, помогал только первое время, а потом опять по кругу (пьянки, девки, друзья). Я жила только малышкой. У меня был свой режим. А у него своя жизнь. Бизнес рухнул, все отвернулись, чуть не посадили. Продала все золото, что было, чтобы расплатиться с долгами. Стала работать на дому(я портниха), оплачивала квартиру и еду. А потом он как очнулся. Перестал пить, замутил новое дело, выбрались из долгов, взяли квартиру в ипотеку, купили хорошую машину. Дочка подросла, пошла в школу. Я как привязанная: дом, работа, школа, уроки(бабушки не помогали). В общем мы отдалились. У него своя работа, а у меня все остальное. Когда его просила помочь мне с ребенком, только отмахивался(что у него проблемы на работе). В общем я узнала, что у него любовница, нашла переписку в телефоне, было очень плохо, попросила собрать вещи и уйти. Сказала, что надо продавать квартиру и машину и расставаться. На что он сказал, что ничего менять не хочет. Он ушел не к ней, а снял себе квартиру. Оплачивает ипотеку, кредиты, дает на питание. Терять его очень больно, но жить с таким откровенным циником не хочу. Помогает мне с моим бизнесом. Вдруг активизировалась свекровь, начала забирать дочку, чтоб мы наладили отношения. Она знает из какой грязи я его вытащила по молодости. Не знаю, что делать. Помогите разобраться!Я за 16 лет совместной жизни ни разу ему не изменила, хотя многие предлагали отношения без обязательств.
Автор вопроса: светлана Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Глазунова Ольга Николаевна.
Светлана, здравствуйте!
Насколько я поняла Вашу ситуацию, Вы сейчас находитесь в растерянности, Вам трудно принять решение – уйти или остаться. Давайте я попробую со стороны обратить Ваше внимание на то, что, как мне кажется, важно отметить, чтобы Вам было проще принять решение.
Я была очень впечатлена Вашей силой духа, когда Вы столкнулись с трудностями – испытание деньгами, рождение ребенка в период разлада отношений, измены мужа… Вы прошли очень многое и смогли сохранить отношения несмотря ни на что. За это Вас уважает и свекровь и, я думаю, многие из Вашего окружения.
Но мне больше хочется поговорить о Вас, о Ваших чувствах и желаниях. В письме Вы очень много пишете про мужа и ваши сложности, его последнюю измену. Но очень мало о себе, о Ваших переживаниях.…Хочется спросить, как Вы справляетесь со своими чувствами? Просто уходите в свои переживания, не показываете их? Вы пишите, что ранее «погуливал, но я не придавала этому значения, т.к. все равно он был со мной, с ним было очень здорово». Если он раньше уже начал Вам изменять, то видимо не сам факт измены Вас обижает, а именно то, что он перестал с Вами жить, и съехал на съемную квартиру? Почему сейчас факт новой измены Вас так ранил, если ранее Вы на это закрывали глаза? Что изменилось?. Для Вас измена, это именно отдаление эмоциональное нежели физическое? Видите ли Вы какие-то варианты налаживания отношений сейчас?
Хотели бы Вы продолжить жить с этим человеком, если эмоционально смогли бы наладить контакт? Это важно для себя определить. «В общем мы отдалились. У него своя работа, а у меня все остальное.» Получается, что ваши жизни никак не пересекаются… А раньше какие у вас были общие темы и интересы? Что вас связывало и что как раз помогало поддерживать душевную связь между вами? Может ли это помочь Вам сейчас?
Сейчас он, как Вы пишете, «Оплачивает ипотеку, кредиты, дает на питание», то по сути продолжает о Вас заботиться и семью не бросает, несет ответственность за вас. К тому же Вы подмечали, что «что очень важно, он был не жадный, ..помогает мне с моим бизнесом». То есть для Вас это действительно ценно! Я думаю, что если бы Вы ему были не дороги, то он бы не стал это делать. Да и свекровь стала активнее, возможно, он обсуждал с ней этот вопрос, да и разводиться он не хочет.
Если его желание сохранить семью и Ваше совпадает, вам нужно обсудить, что делать дальше. Я думаю, неплохо было бы сходить к семейному психологу ,чтобы научиться общаться с друг другом и решать сложные вопросы, с которыми вы сталкиваетесь. Вы оба убегаете пока от открытого обсуждения вопросов. С чем это связано, трудно сказать.
Чтобы принять решение окончательное, нужно взвесить все «за» и «против» и узнать, что мешает ему жить семейной жизнью, что именно он ищет на стороне. Это знает только он! Если он готов пойти на это и наладить с Вами отношения, то можно попробовать, ничего точно не потеряете. А если не готов, тогда подумайте, готовы ли Вы начать новую жизнь без этого мужчины.
Напоследок хочу с Вами поделиться техниками, которые помогут Вам разложить ситуацию для себя более детально:
- Квадрат Декарта – описание есть в этом вопросе http://psycabi.net/vopros-psikhologu/semya-otnosheniya-mezhdu-muzhem-i-zhenoj/15218-kak-naladit-otnosheniya-s-muzhem-i-nuzhno-li-eto
- «За» и «Против» - разделить лист на две части и написать в одном столбике «все плюшки», которые Вы получаете, находясь в браке с этим человеком, а в другом столбике «все минусы». Сравнить для себя- чего все-таки больше?
- «Портрет мужа»- разделить лист на две части и написать в одном столбике «все его положительные качества», которые Вы цените в нем, а в другом столбике «все его отрицательные черты характера». Сравнить для себя- что больше перевешивает? Что наиболее ценно для Вас? Насколько его достоинства превышают недостатки или наоборот.
Попробуйте проделать эти упражнения, чтобы более ясно осознавать происходящее. Если все-таки муж согласится, сходите к семейному психологу.
Желаю Вам принять для себя верное решение!
С уважением, Ольга