Жизнь 3-х летнего ребенка после развода.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
8 месяцев назад я ушла от мужа после очередного скандала и после того, как он поднял на меня впервые руку. В браке мы были с 2013 года по 2017 г. У нас родилась в 2014 году дочь с помощью ЭКО, это долгожданный ребенок. Ребенком муж не очень стремился заниматься, по дому помогал, но мне постоянно приходилось доказывать, что ребенку что-то надо, например, массаж, т.к. она даже не садилась сама, какие-то развивающие игрушки и т.д. По выходным он пил, и если плохое настроение, морально "убивал". После развода я встретила свою давнюю любовь, и через полгода мы расписались. Бывший муж вдруг прекращает пить, проходит консультацию у психолога-нарколога. Вдруг он понимает, что он папа, что доченька к нему тянется, сейчас ей 3 года. И я понимая, что ребенку родной отец очень нужен и вижу адекватное отношение бывшего мужа соглашаюсь на то, чтоб она была со мной неделю и с отцом неделю, получается 50 на 50. Теперь я мучаюсь, что для ребенка это не очень хорошо. Хотя она растет в любви, и у нее все есть, и внимание мы ей уделяем, но она не знает где ее дом. Не знаю как быть, не повлияет ли это на развитие дочки в дальнейшем, на формирование мировоззрения, на общение со сверстниками???
Автор вопроса: Виктория Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Виктория! Очень приятно читать, что и Вы, и ваш бывший муж смогли проявить родительскую мудрость: он осознал и преодолел алкогольную зависимость, вспомнил об отцовской ответственности, а Вы не стали препятствовать его общению с дочкой. Далеко не все супруги после развода руководствуются в первую очередь интересами ребенка, а порой и вовсе забывают о них, в погоне за удовлетворением своих амбиций. У вас же очевидна забота о ребенке в первую очередь, и это заслуживает уважения.
Дорогая Виктория, на некоторых своих тренингах со взрослыми я провожу упражнение: предлагаю участникам представить, словно волшебник переносит их в дом, о котором они всегда мечтали, в наилучшие условия, которые только возможны, без тех проблем, которые есть в жизни сейчас. После того, как участники детально представляют себе образ такого дома и такой беспроблемной жизни, я задаю вопрос: "Готовы ли вы жить там один/одна, без своих близких людей? Без тех, кого вы любите, кто вам дорог?". И ни один взрослый человек не согласился на это. Все отвечают: лучше пусть всё остается так, как есть, но со мной будут мои близкие люди.
И это говорят взрослые рассудительные люди, а у ребенка трех лет привязанность и эмоции преобладают над рассудком. Вы видите, что у дочки и отца складываются отношения, что он старается быть хорошим папой.
Ничего страшного нет в том, что у вашей дочки два дома, два места, где ее ждут, где ее любят. Кроме того, Вы всегда можете отслеживать ее эмоциональное состояние. Если Вы видите, что дочка довольна, то и поводов для опасений нет. Если же что-то изменится, то можно обсудить эти перемены с бывшим мужем, совместно решить, что вы можете сделать, чтобы ребенку было комфортно.
Возможно, жизнь дочери на два дома и кажется Вам нестандартной, но в конечном счете важно, чтобы ей было хорошо, тогда ни ее развитие, ни мировоззрение не пострадают.
С уважением,
Виктория.