О чем говорить с женой, чтобы она передумала разводиться?

Вопрос психологу:
Добрый день. В браке почти 3 года, встречались 2 года, детей нет. Люблю ее больше всего на свете. Жили с моими родителями, все было прекрасно. Но спустя месяцы и годы, отношения начались ухудшаться у нее с ними, затем и со мной. Мои не тактично подходили к вопросу об изучении армянского языка (я армянин, у нее отец турок, мать русская). Далее у жены пропало желание этого делать. Хотя раньше она очень старалась. Она ради семьи согласилась принять православие. А готовила так разнообразно и вкусно, просто пальчики оближешь. Она часто просила переехать от родителей, на что я ругался и говорил НЕТ. Был момент, когда мы поругались и она уехала к маме, но через пару недель под предлогом, что мы переедем она вернулась. Я опять не сдержал свое слово. Далее спустя пару месяцев все повторилось. На этот раз я снял квартиру и кое как убедил ее вернуться, и тут она согласилась. Прожили отдельно полгода. Но я замечал, что она уже изменилась по отношению ко мне, пропала страсть и теплота. Хотя она очень старалась. Я эгоист, видя что она гаснет, еще больше взрывался на каких то пустяках и ругался, вместо того чтобы создавать романтику и ходить с ней гулять. Потом она съехала, с подругой и ее мужем снимают квартиру. Заявила что хочет развод через суд. Я согласился пойти в загс и обоюдно прийти к ее решению, спросите почему я так повел себя, потому что не хотел ее еще больше злить, а скорее это из-за большой любви к ней. Насильно мил не будешь, она мне не верит уже, хотя я начал меняться. Боюсь я поздно взвесил то как она мне дорога. Сегодня разговаривал с ней, и она вроде как согласилась притормозить с разводом, и даже на встречу согласилась, мне так радостно. Вроде как на чуток поверила мне. Но надежд никаких не дает. Чувствую себя виноватым. Как вернуть ее при этом не перегнуть палку? Как мне вести себя на встрече, о чем стоит с ней говорить?
Автор вопроса: Алексей Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Трофименко Екатерина Игоревна.
Здравствуйте, Алексей. Начну с того, что делать не надо.
Не надо себя обвинять и делать что-то для нее из чувства вины. Этим вы навредите себе и отношениям с ней. Можно бесконечно копаться в прошлом и выяснять, кто и где был не прав. Но проблема у вас сейчас, и рассматривать обстоятельства лучше те, которые сейчас у вас складываются. А сейчас вы хотите сохранить семью, то есть правота на вашей стороне.
Не надо настаивать на встрече. Если начнет увиливать, оставьте ее в покое. Не растворится она в воздухе, и сильнее уже не разлюбит. А вот соскучиться по близкому человеку, с которым была вместе много лет, может, и нужно создать для этого все условия. Сведите общение к минимуму. Хочет общаться, пусть пишет сама. Инициатива только от нее – вы ее не выгоняли, она ушла сама, сама должна и вернуться (если захочет). Захочет, когда проголодается по общению с вами и соскучится. Только ни в коем случае не тяните ее и не показывайте, что ждете.
Если встреча все-таки произойдет, вам говорить ничего не надо. Говорить должна она. Чем больше скажет, чем больше эмоций выплеснет (скорей всего, негативных), тем больше шанс, что оттает. Провоцировать ее не надо (это сложно сделать грамотно). Спросите, что ее не устраивало. Пусть распишет поподробнее. Пусть обиды вспомнит и перечислит (только в ответ ей негатив не лейте). И ни в коем случае не оправдывайтесь. Можно короткие комментарии вставлять, вроде «Я подумаю, как это исправить»-это если конструктивное замечание будет. На обвинения в любви и холодности «это не так», «люблю». Чем меньше вы слов ей скажете, тем лучше для вас.
Вы сделали один важный и грамотный шаг – согласились на развод. Если будет настаивать, не оттягивайте. Вы ей уже дали понять, что развода не хотите, теперь расставание на ее совести. То есть морально вам будет легче, ей тяжелее. Развод не всегда означает конец отношений. Но для того, чтобы отношения продолжились, вам как раз надо ее отпустить. Дать ей свободу. А себя занять. Загрузить делами так, чтобы погрустить не было времени. Попытки вернуть с романтикой, цветами и подарками сейчас ваше положение сильно испортит. Романтика, цветы и подарки уместны и необходимы с любимой женщиной. Но ТОЛЬКО как поощрение за ее шаги навстречу, как благодарность и подкрепление ее любви. Будет делать шаг навстречу – вы ей что-то приятное. Не будет, не инициируйте общение, а при общении будьте холодны.
Вообще, ситуация у вас не простая. Если ничего получаться не будет, самый жесткий и выигрышный способ раскачать жену и вернуть ее чувства – отправить ее в игнор, пока сама не прибежит выяснять отношения. Продержитесь пол года – год, прибежит (это максимум, обычно - месяц). Но игнор должен быть полным. Никаких случайных встреч и вежливого общения. Пока сама не придет и не скажет прямо, что хочет вернуться.