Сохранять семью после измены или бежать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я попробую начать с самого начала. В 25 лет я познакомилась с моим будущим мужем. Так случилось, что его первый брак разваливался, но именно я стала последней точкой в их отношениях. Не хочу себя оправдывать , но сейчас я сама оказалась в такой ситуации и понимаю, как это больно. В первом браке у него 2 детей. Хочу сказать, что никогда не мешала их общению. Мы прожили 7 лет в гражданском браке и воспитывали на тот момент 2 детей. Когда я забеременела в 3 раз, именно муж отговорил меня от аборта. Но я сказала, что рожать буду только, если мы оформим наши отношения. Так и произошло. Прожили мы еще 16 лет, пока не произошла эта ситуация. Все годы муж не хотел, чтобы я работала. Он говорил, что моя работа - это дом, семья, дети. В жизни было всякое: и хорошее и плохое. Но это жизнь. Видимо я слишком вошла в роль домохозяйки и не сразу заметила, что мы стали отдаляться друг от друга. Дом, школа, большой участок-все это отнимало уйму времени. На себя времени почти не оставалось. Но мне, казалось, что отдавая себя семье, я поступала правильно. Все наши друзья привыкли видеть нас всегда вместе. Мы с детьми разделяли увлечение мужа (он увлекся автоспортом). Всегда гордились его успехами. Финансовое положение не всегда было хорошим, но никогда я не заводила разговоры о нехватке денег, даже если деньги шли на его увлечение. Сейчас муж финансово окреп. Дети почти взрослые. Младшая скоро окончит школу. Средняя - в этом году окончила. Старшая уже работает. Первые звоночки прозвучали после нового года. Муж стал пропадать по вечерам. Но я никогда не контролировала его время. Он иногда задерживался, но я всегда знала где он. А здесь все было по-другому. Несколько раз я видела, что ему звонит нотариус (женщина). Это мне показалось странным, но я не слишком придала этому внимание. Муж часто оформлял документы. В феврале перед 23 числом старшая дочь услышала, как он любезничал по телефону с какой- то женщиной. Не удержалась и посмотрела, кто это был. Это была нотариус. Потом появились подарки на 23 февраля. И тогда я стала анализировать его поведение. Он стал уделять много внимания своей внешности, всегда перед выходом из дома менял белье, принимал душ, никогда не забывал про парфюм. Им было куплено большое количество новой одежды и обуви. Причем все покупки не слишком соответствовали его возрасту. Он меня на год старше. В общем стал молодиться. Я прямо спросила у него, что может у него появилась другая женщина? Ответ был отрицательным. Но дальше хуже. Теперь и я стала замечать, что телефон всегда стал носить при себе. Не знаю зачем, но я проверила его вызовы. По 5-6 раз разговоры с нотариусом. Все стало очевидным. Дальше можно было ничего не проверять. Доказательства измены прямо посыпались на меня. То чеки из магазина на ее имя, то еще что-нибудь. При очередном разговоре он признался, но обвинять во всей ситуации стал меня, якобы я "на него забила". Виноватой оказалась и старшая дочь. По его мнению она не должна была говорить мне. Я забыла еще написать, что перед новым годом он привез к нам свою маму. Ей 86 лет, и за ней нужен уход. Естественно все легло на мои плечи. На 8 марта он не подарил ни одного цветочка ни мне, ни своей маме. Но купил 2 букета роз любовнице и ее взрослой дочери. Для меня начался ад. Я плакала целыми днями, не понимая, что это может происходить с нами. Наверное, как и многие я бросилась в интернет с поисками ответа, как быть в такой ситуации. Старалась следовать советам изменить свое поведение, изменить свой внешний вид. Я похудела на 16 кг, но это произошло из-за нервного состояния. Жалею, что все это видели дети. Они поддерживают меня, но с ним стараются вести как обычно, хотя я вижу, что они избегают общения с ним в той степени, как это было раньше. Слезы, разговоры, упреки ничего не дали. Когда он вдруг заметил, что я очень похудела (с 48 до 42 размера) он поинтересовался моим здоровьем. Стал проявлять ко мне внимание. Но это была не любовь, а скорее жалость. От этого становилось только хуже. Он перестал скрывать свои отношения. Может не ночевать дома. Сначала сказал, что у них взаимная любовь. Я спросила у него почему она появилась только, когда дома появились деньги? Почему он не искал любовниц, когда было тяжело? В ответ молчание. Недавно ездили с ним на отдых вдвоем. Я надеялась, что это попытка наладить отношения. Но к концу отдыха он попросил, чтобы я его отпустила. Последний интим был перед этим разговором. Я только и смогла сказать, что он свободен. В ответ попросила отпустить и меня. Он ответил, что все сделает для нас. У нас есть второй дом, но он еще не достроен (внутренняя отделка). Я сказала, что мы с детьми уедем. Он стал уговаривать не травмировать детей и не увозить их с собой. Еще он сказал, что меня никогда не отпустит. А если я хочу устроить свою жизнь, то мне лучше переехать в другой город. Сейчас мне очень сложно найти работу (возраст и отсутствие опыта). Но я не опускаю руки и ищу. Ему это не нравится. Он хочет сам обеспечивать меня. Я совсем не понимаю его поступков. Недавно я попыталась еще раз поговорить с ним. Спросила, почему он не хочет пожить с любовницей и разобраться в себе. Сказала, что он ничего не теряет. Я готова была бы его простить, если он решит вернуться. А если нет, то тогда мы просто переедем в новый дом. На это он ответил, что новой семьи ему не надо и жить он с ней не собирается. Хотя его словам я уже не верю. Ремонт на доме начал. На днях прочитала у него сообщение, что победу на своих последних соревнованиях он посвящает ей. Хотя с ним ездила дочь. Я не выдержала и сказала, что это подло. В ответ он обвинил меня в подлости, что нельзя читать его переписку, хотя сам часто смотрел, кто мне звонит и пишет. Я же обвинила его в гораздо большей подлости по отношению к детям и семье. После ссоры он меня позвал с собой в гости к друзьям. А на следующий день даже не разговаривал со мной. Я перестаю понимать вообще его поступки. Может я слишком его оправдываю? Просто я его очень люблю и готова признавать свои ошибки, а он сначала попросил у меня за все прощения (это вообще на него не похоже) , а после этой ситуации сказал, что зря это сделал. Может у него кризис и он не знает, что ему делать? В общем я не знаю, как поступить. Пытаться что-то изменить или бежать от всего этого? Я очень надеюсь, что Ваш профессионализм поможет мне хоть как-то разобраться в этом кошмаре. Спасибо, что уделяете внимание и читаете то, что я пишу. Сейчас я чувствую только боль, которая не отпускает меня уже полгода.
Автор вопроса: Елена Возраст: 48

На вопрос отвечает психолог Бородаенко Екатерина Александровна.
Здравствуйте, Елена. С внутренней болью лучше идти на психотерапию (очно в вашем городе или по скайпу). Пока вы живете с ней, вы не примете решения, которое вернет вам внутреннее равновесие и принесет вам счастье. Читая ваше письмо, чувствуется, как вы стараетесь найти выход из сложившейся ситуации головой, а на душе у вас полное смятение. Примерно в таком же состоянии, я думаю, находится и ваш муж, судя по описанию. Я предлагаю вам всерьез подумать о возможности полноценной консультации с психологом, уверена, что в вашей ситуации это необходимо.
Также, я предлагаю вам не ориентироваться сейчас на запутавшегося в себе мужа, чьи поступки и правда противоречат друг другу, а ориентироваться только на себя, свои желания и чувства. Вы отдали 23 года семье, теперь, мне кажется, у вас есть полное право побыть эгоисткой) Чего хотите вы? Хотите видеть мужа рядом? Хотите жить в этом доме или хотите переехать? Хотите плакать? Хотите обвинять мужа? А может, у вас есть еще желания-помимо отношений с мужем? Куда-нибудь выбраться с детьми, пройтись по магазинам, прогуляться в парке...Сейчас самое время максимально любить себя и заботиться о себе. Не берите ответственность за разрыв на себя, не принимайте решений и не предлагайте решения мужу (если только вы не проснетесь одним днем и ответ не прозвучит совершенно ясно у вас в голове). Если вы не знаете, уходить или остаться, оставьте это мужу, а сами пока займитесь собой.
Чтобы немного послабить боль и навести порядок в голове, вы можете использовать практику письма. Напишите письмо вашему мужу, но не отдавайте ему. В этом письме, без ограничений и цензуры поведайте ему обо всем , что у вас на душе, обо всех ваших чувствах. Возможно, после вам станет немного полегче.
Не пытайтесь казаться сильнее и толстокожей , чем вы есть. Не сохраняйте спокойствие , если хочется рвать и метать от обиды и несправедливости. Я не предлагаю вам кидаться на мужа с кулаками, выражайте чувства без ущерба для другого. Я предлагаю вам не надевать маску спокойствия и не отстраняться от ситуации. Так вы только еще больше застрянете в этой истории.
Сил вам и надеюсь, вы , с мужем или без, сможете выйти из этого кризиса с достоинством! В любом случае, помните: за любым кризисом в отношениях идет подъем и развитие. Просто пока неизвестно, как это именно будет выглядеть.
С уважением, Екатерина Бородаенко
психолог, психотерапевт,
тел. для записи на консультацию:
+79604661252 (viber, whatsapp)