Как пережить замершую беременность?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мы с мужем вместе 2 года, всё хорошо. 2 месяца назад узнали, что я беременна. Были очень счастливы, беременность очень желанная. У мужа есть ребёнок 4-х лет. Я постоянно переживала, что наш малыш будет обделён вниманием, что он будет проводить больше времени со старшим. Небольшая ревность присутствовала всегда. Но, как оказалось, переживать было не за что, так как у меня случилась замершая беременность. Мы очень расстроены, подавлены. Слёзы, обида на весь мир. Я то успокаиваюсь, то снова накатывает, муж психует, просит успокоиться. Наверное время должно пройти. Мне кажется, что мужу проще, он ведь уже имеет своего ребенка, пусть он живет не с ним, но регулярно видится. Хотя общих детей он хотел всегда. Всё случилось недавно, эмоций ещё куча. Тяжело думать об этом, тяжело смотреть на беременных, на детишек, стараюсь отвлекаться, но всё-таки это непросто.
Но самое страшное то, что я теперь не могу видеть, как он играет со своим сыном, как он называет его папой. Потому что сразу в голове возникает то, что наш малыш не родится и не назовёт его папой. Я не понимаю, как он так легко может проводить со своим ребёнком время как обычно, когда у нас такое горе? Я эгоистка, я это осознаю и признаю, стараюсь бороться. Я понимаю, что никто в этом не виноват, особенно маленький сын. Через полгода будем планировать новую беременность, всё образуется и будет хорошо. Но как перестать так реагировать на маленького сына?
Да, время лечит, но надо как-то ведь прожить это время. Заранее спасибо!
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Скарбан Ольга Тимофеевна.
Здравствуйте, Екатерина! Спасибо за ваш вопрос.
В первую очередь хочется очень вас поддержать в вашей непростой жизненной ситуации. Замершая беременность - это всегда большая потеря, утрата для женщины. Как хочется иметь волшебную таблетку, которая моментально облегчала бы боль. Но увы, как вы верно заметили, должно пройти какое-то время. Это время необходимо для проживания горя, для прохождения определенных его этапов - и в норме это занимает примерно 1 - 2 года.
Сейчас вы как раз находитесь на одной из стадий вашего горя. Обида, злость, смена настроения, боль при встрече беременных или детишек - это все естественные чувства, состояния в вашей ситуации. И даже то, что вас раздражает поведение вашего мужа, его сын - это тоже вполне оправдано.
В вашей ситуации я хотела бы сделать акцент на двух моментах:
1. Позвольте себе погоревать столько, сколько вам надо. Вы не обязаны сейчас радоваться, смотря на ребёнка мужа. Вы имеете право на те чувства, которые у вас сейчас вызывает этот малыш. Вам не стоит стыдиться или винить себя за свои чувства. Просто вам сейчас очень больно и тяжело, вы переживаете утрату. И делать вид, что все «отлично», когда тошно на душе - не поможет, скорее наоборот усугубит ситуацию. Всё, что не было пережито осознанно, остаётся в подсознании навсегда, не теряя своей разрушительной силы. Дайте себе время на восстановление. Важно прожить вашу потерю, плакать, говорить о своих чувствах когда хочется или наоборот молчать, уткнувшись носом в подушку. Не спешите вытеснять или забыть потерю слишком быстро. Телу нужно время, чтобы привыкнуть и перестроиться, чувствам важно найти выход и быть принятыми кем-то другим, ваше тело нуждается в заботе и ему сейчас важно ваше доверие. Позвольте себе выбрать тот способ горевания, который нужен вам, ту форму заботы, которая будет заботой именно для вас. Что вы хотите сейчас делать? Где быть, с кем быть? Как хочется позаботиться о себе? Прислушивайтесь к себе, делайте для себя и своего тела то, что вы любите: как физически, так и психологически (например, массаж, бассейн, прогулки, физкультура и т.д.)
2. Второй момент - отношения с мужем в этот период. Конечно, было бы идеально, если бы муж давал вам поддержку именно в том виде, в котором вы хотите. Но так бывает не всегда. И здесь нет ни вашей вины, ни вины вашего мужа. Просто мужчины переживают такую потерю и своё несостоявшееся отцовство иначе, чем женщины. Тем не менее, мужчины тоже переживают. К мужчинам есть определённые требования в обществе - им с детства приходится учиться упаковывать свои эмоции так, чтобы соответствовать общественным ожиданиям: «мужчины не плачут», должны быть сильными и т.д. Но если муж не рыдает рядом с вами, не рассказывает постоянно о том, как он переживает — это совсем не значит, что ему всё равно. Также мужчины склоны искать решение проблемы, а не ходить вокруг да около эмоций, то есть подходят более рационально. И это все из лучших побуждений. Исходя из всего этого, вашему мужу могут быть не совсем понятны ваши реакции, ваше поведение, состояние, у него это происходит по-другому.
Какие здесь могут быть решения? Конечно, в идеале - поработать с психологом, именно со специалистом можно быть собой и экологично прожить те чувства, которые сейчас есть.
Что будет полезно:
1. Проживите своё горе. Не стыдитесь своих чувств, не избегайте их. Не бойтесь этим показаться эгоисткой, жесткой, стервозной. Сейчас вам надо в первую очередь позаботиться о себе. Прислушивайтесь больше к себе.
2. По возможности будьте откровенны с мужем, попросите ему дать вам время, возможно, некую свободу в действиях и поведении. Вам нужно это для постепенного восстановления.
3. Если не будет никаких улучшений в течение 2-3 месяцев, лучше обратиться за помощью к психологу. Ведь к новому зачатию, к появлению новой жизни важно подготовиться не только физически, но и психологически.
С уважением к вам и вашей ситуации, психолог Скарбан Ольга