Развод: как перестать жить прошлым?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Жили гражданским браком 5 лет, сыну 3 года. Решение о ребенке принимали вместе, но во время беременности муж показал себя тираном: скандалил, пил, требовал отчета о каждой копейке (до декрета я сама себя обеспечивала). Деньги на продукты и ребенка давал, но потом упрекал, что только на меня работает. Если возникали какие-то проблемы - тут же бежал в бар и напивался, часто не ночевал дома - мне рассказывал, что был в баре. Все, происходящее дома, обсуждал очень подробно с своими подругами из ФБ, выставляя себя рыцарем, и следовал всем советам этих подруг. Когда сыну было 6 месяцев - принес инфекцию, заразил меня и потом сказал, что это я ему изменила, а он нигде и никогда не изменял. С сыном почти не проводит время, постоянно в соцсетях, от телефона не отрывается - человеку 40 лет, не мальчик уже, а вся его жизнь - это экран телефона. И постоянно:"Я, я, я" - не "мы", а только "я". Теперь завел себе официальную любовницу, пару месяцев врал мне в глаза, что у него никого нет, а сам ездил в другие города, чтобы только с ней встретиться, снял ей квартиру и собирается жить с ней и ее сыном-школьником. У нас была договоренность о том, что если кто-то из нас влюбится - не скрывать это и не врать, а просто спокойно разойтись. И вот такое - причем он уехал к ней, когда я с малышом очень сильно болели и некому было помочь. Больно, обидно, злюсь - куча негатива, направленная на него и на его подругу. Хочу "отпустить" все это, переключиться и жить дальше, своей жизнью, воспитывать сына, общаться с новыми интересными людьми, брать сложные рабочие проекты, а не прокручивать в голове его поступок и рыдать в подушку по ночам.
Автор вопроса: Елена Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Скарбан Ольга Тимофеевна.
Здравствуйте, Елена. Спасибо за то, что написали.
Читаю ваше письмо, и мне грустно. Очень хочется вас поддержать. Развод - это всегда тяжело. Вы ведь прожили с мужем не один год вместе, были связанны чувствами, общим бытом, интересами, ребёнком в конце концов. Все это перечеркнуть одним днём моментально «отпустить" , переключиться и жить дальше» не получится. Такова реальность. Горевание (а это именно горевание) после развода в норме длится какое-то время, это процесс. Не торопитесь прожить все это за один миг. Даже если сейчас «задвинуть» острые эмоции “куда подальше”, они «вылезут» в будущем самым неожиданным образом. Поэтому лучше проживать их, а не бороться с ними. Сейчас время для вас, время чтобы обратить внимание на себя, прислушиваться к своим чувствам, желаниям, дать волю тем эмоциям, которые раньше не выражались, позаботиться о себе как о ребёнке. Что вам сейчас полезно знать:
1. Хочется плакать - плачьте, не держите в себе то, что должно выйти. Так вы только разрушаете себя. Чтобы «не застрять» на этой стадии на месяцы, переключайтесь плавно на другие действия, например, те что будут описаны ниже.
2. Испытывать боль, обиду, злость - это нормально. Вы имеете право на любые эмоции. Это значит, что вы живой человек, умеющий чувствовать. Это значит, что вы способны чувствовать также и любовь, радость. Вопрос в том, как же обходиться сейчас с такими тяжелыми чувствами. Выражать их - через слезы, письма на бумаге, с помощью рисунков, танца, пения, любимого хобби (шитьё, вязание и т.д), возможно в общении с теми людьми, кому вы доверяете и кто готов просто слушать, на консультации у психолога.
3. Развод - это повод сосредоточиться на самом важном человеке, на себе. Поизучайте себя, чаще прислушивайтесь к себе, что вы хотите? Это могут быть самые простые вещи. Например, полежать с книжкой, принять ванну, сходить на массаж или йогу, пойти с ребёнком на каток, посидеть в кафе с подругой т.д. - то, что вам будет приятно, принесёт удовольствие. Это ваши ресурсы. Не заставляйте сейчас себя делать вещи, которые не хотите, на которые нет сил.
4. Планировать свою жизнь, исходя из своих потребностей - это прекрасно. Когда позаботитесь о теле, станет немного легче, можно позаботиться и о «голове». Займитесь своими дальнейшими целями и планами на жизнь: работа, отдых, путешествия, учеба и т.д. Возможно, хотели что-то давно осуществить, воплотить в жизнь желание, задумку - наступает время делать это.
5. Анализировать причину развода, ответственность каждого в данном вопросе сейчас не советую. Это делать стоит в самую последнюю очередь, когда эмоции поутихнут, когда вы будете готовы к новым отношениям. Такой анализ поможет избежать старые ошибки в новых отношениях.
Елена, вы большая умница! это здорово, что у вас есть такие желание «жить дальше, своей жизнью, воспитывать сына, общаться с новыми интересными людьми, брать сложные рабочие проекты» - довольно часто женщины в разводе вообще ничего не хотят, и никак не видят своё будущее. Так что настрой у вас хороший, просто не торопитесь. Помните, что плакать - это тоже полезно, уметь испытывать самые разные чувства - тоже важно.
С уважением к вам и вашей ситуации, психолог Скарбан Ольга (консультирую по скайп olya-ka-skar)