Как решиться уйти от мужа? Живу с ним только из-за долгов.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я замужем уже пять лет. Муж сделал мне предложение через несколько месяцев после знакомства, а через две недели после этого события я узнала о беременности. До этой новости я не была уверена, что хочу за него замуж, так как мы были мало знакомы и иногда ссорились. Но беременность не дала мне времени на размышление и вскоре мы поженились. В этот период времени муж получал второе образование, кардинально менял сферу деятельности, учился и не работал. Я же занимала хорошую руководящую должность, была самым молодым руководителем в отделе и хорошо зарабатывала. Кратко могу описать ситуацию так: почти 4 года муж не зарабатывал ни копейки, жил в моей квартире на каникулах (в остальное время он жил в общежитии по месту учебы в другом городе) на мои деньги и на деньги моих родителей, которые нам помогали. Он даже подработки не искал, потому что считал, что это повредит учебе. Денег катастрофически не хватало, мы влезли в долги, стали занимать у знакомых. Во время декрета постоянно помогали мои родители. Моих декретных не хватало. После декрета я вышла на прежнюю работу, но после череды больничных листов по уходу за ребёнком меня вежливо попросили уйти по собственному желанию. Так я осталась без работы. Долги росли, муж закончил учёбу и начал рассылать резюме, но никто его не приглашал на работу, а другие виды деятельности муж даже не рассматривал. Я знала, что если нам с ребёнком нечего будет есть, он всё равно ничего не сделает, потому что такие ситуации были часто, и каждый раз нас спасала моя мама. Я выходила замуж с машиной, а потом и её пришлось продать... При этом муж - хороший папа и хозяин, руки золотые, готовит вкусно и прекрасно ухаживал за мной после кесарева, как и за ребёнком. Он неплохой человек, не курит и не пьёт, ведёт себя адекватно. Но эти тяжёлые времена сильно подорвали наши отношения. Сейчас он нашёл прекрасную высокооплачиваемую работу, перевёз нас с ребёнком в Москву и взял на себя все финансовые обязательства. У нас очень большие долги, почти все кредиты и займы оформлены на меня, да и денег мы должны в основном моим друзьям и родственникам. После потери работы я живу как в тумане. Дочка часто простужается, больничные каждый месяц никто мне давать не будет, а как жить без своих денег? Я закончила курсы маникюра и могла бы работать, но боюсь начинать. Все эти годы деньгами распоряжалась я, а теперь муж выдаёт деньги «на продукты». Я живу в чужом городе, вся семья осталась в другом городе, как и друзья, которых у меня очень мало. В родном городе у меня всё: квартира, дочкин садик во дворе дома, возможность выйти на работу, ведь на подхвате есть мама. А здесь я одна, у мужа ненормированный график, я часто с дочкой одна дома. Она очень страдает без сада, без детей, без кружков, а тут ни частный сад, ни кружки нам пока не по карману. Отдаём долги... Мне одиноко, я тоскую по дому, с мужем отдалились, у него интересная работа и уверенность в себе от внезапно появившегося дохода. А я хочу внимания, тепла, поддержки. Он не хочет с нами даже прогуляться выйти, ему скучно. А мне не скучно так жить? Мы перевезли в Москву вещи, сдали мою квартиру, я настроилась на новую жизнь, но у меня ничего не получается. Хочу домой, жить одна с ребёнком, работать, водить ее как раньше в сад и на кружки, быть рядом с семьёй. Но как уйти от ставшего чужим мужа, имея такие долги? Вдруг он откажется их выплачивать? Одна я не потяну... Недавно я пережила онкологию, после чего пообещала себе, что буду жить полной, счастливой, наполненной жизнью, но моя сегодняшняя реальность - это что-то серое, тяжёлое, гнетущее... За пять лет брака нам часто приходилось жить на расстоянии, и эти периоды были для меня самыми спокойными и светлыми. Я была рада его звонкам, но не страдала от того, что его нет рядом. Я почти ничего не чувствую к нему, я и замуж выходила не от большой любви. А теперь не могу выпутаться. Уходить страшно: опять переезжать, занимать деньги, трястись за возврат долгов, напрягать родителей и, самое главное, решиться на финальный разговор с мужем. Ведь ссоры - это просто ссоры, а развод - это очень серьезно... А я как маленькая девочка, боюсь трудных решений и жду, когда ситуация сама рассосётся. И каждый день проживаю через силу, мучаю и себя, и всю семью. Но ведь это ужасно - жить с мужем только из-за долгов, правда? Мне нужна помощь. Я запуталась и не знаю, как решиться на перемены и стоит ли вообще это делать...
Автор вопроса: Дарья Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Дарья! За последнее время в вашей жизни произошло немало стрессовых ситуаций: потеря работы, долги, болезнь, переезд, отдаление от мужа, отсутствие родственников и друзей рядом. Все вместе это могло вызвать такое состояние, как сейчас, и обвиняющую позицию по отношению к мужу.
Дарья, стабильность – это иллюзия, так как по решению ли самих людей, либо при неожиданных поворотах событий, так или иначе, жизнь меняется. Вам тревожно потому, что из вашей жизни исчезло то, что Вам дорого, а новые ценности пока не сформированы. Образовалась пустота. И Вы понимаете, что вряд ли станет легче, если решите развестись с мужем.
Для того, чтобы Вы вновь ощутили «почву под ногами» сейчас необходимо начать выстраивать свой новый образ жизни.
Вы переехали в Москву, а этот мегаполис всегда считался городом больших возможностей. Давайте рассмотрим некоторые возможности, которыми, при желании, Вы сможете воспользоваться.
Досуг дочки с другими детьми совершенно бесплатно можно организовывать в районных детских библиотеках. На сегодняшний день библиотеки Москвы преобразованы в культурно-досуговые центры, где теперь можно не только брать книги для чтения, но и принимать участие во множестве различных мероприятий, которые проводятся регулярно, не только в праздничные дни. Для этого посмотрите в интернете сайт библиотек округа, в котором Вы проживаете. Посмотрите анонс в детских библиотеках, выберите наиболее интересные мероприятия. Для их посещения не нужна постоянная регистрация в Москве.
Также есть сайт TimePad, где можно смотреть анонс бесплатных мероприятий, как для детей, так и для взрослых, и посещать их.
Что касается работы – мастера маникюра востребованы всегда. Вы прошли обучение, но боитесь начать работать. Но без практики теория быстро забудется. А ведь это ваш шанс начать зарабатывать, обрести материальную независимость. Если у Вас есть материалы для маникюра, и Вы еще не чувствуете уверенности в своих навыках, то можно предлагать маникюр сначала по сниженной цене, для того, чтобы набить руку. Даже то, что ваша дочь пока не ходит в детский сад не является преградой для начала работы – многие мастера принимают клиентов дома. Попробуйте развесить объявления рядом с вашим домом, написать на известных интернет-сайтах объявлений о предлагаемых услугах, указав район. Также в соцсетях есть районные сообщества, можно написать и туда. В объявлении можно так и указать, что цена снижена, потому что Вам необходимо отработать навык. Это поможет Вам в преодолении страха. Помните, что все самые лучшие профессионалы тоже когда-то были начинающими, допускали ошибки. Без ошибок развитие невозможно.
Ваша потенциальная работа хороша и тем, что Вы можете заводить знакомства, общаться. А, учитывая, что, скорее всего, к Вам будут в основном, обращаться люди из вашего района, - Вы вскоре сможете почувствовать себя «своей» в нем, при желании, сможете завести приятельские отношения со своими соседями, может быть, с кем-то сложится и дружба.
Все это Вам и даст опору. И уже тогда, когда Вы будете чувствовать себя уверенно, сможете принять решение, действительно ли Вам стоит расставаться с мужем. Восстанавливаетесь потихоньку, делая небольшие шаги, но регулярно. Уехать к себе Вы всегда успеете. Но станет ли Вам действительно лучше, если Вы это сделаете сейчас?
Вы ведь действительно можете жить полной жизнью, и ваше счастье не так уж зависит от поведения мужа, а в большей мере от ваших собственных поступков и решений. Складывайте свое счастье по кирпичикам, постепенно делая все, что от Вас зависит, улучшая все жизненные сферы, и со временем Вы приблизитесь к тому, что Вам хочется.
С уважением,
Виктория.