Сохранять семью или решиться на развод?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я замужем 13 лет. Двое детей: сыну 12 и дочке 4. Отношения с мужем становятся хуже с каждым днем. Я уже даже не понимаю, проблема в нем или во мне. Ощущение, что я живу с чужим человеком. Когда его нет рядом, я, кажется, скучаю. даю себе обещание, что при встрече не буду обращать внимания на мелочи. Но когда вижу его, меня бесит буквально всё: внешний вид, выражение лица, запах... не поцеловал при встрече - раздражает, поцеловал - всё равно раздражает (либо не так, либо не во время) и т.п. А сам муж, чем больше я бешусь, тем более спокойную позицию он занимает. Кажется, что ему вообще ни до чего нет дела. Ляжет и лежит. И всё. Вообще никакой реакции. При том никакой инициативы. Нигде и ни в чем. Ни предложит помочь сумку донести, ни уроки с ребенком сделать, ни сходить куда-то с семьёй, или с маленькой дочкой. Даже любовью по его инициативе мы уже лет пять не занимались. Я предложу - пойдет. Не предложу - так и будет лежать. А потом где-нибудь в разговоре упрекнёт, что мне ЭТО не надо вообще. Его безынициативность меня раздражает ещё больше. Нервы на исходе. Не знаю, сколько я ещё так выдержу. И не знаю, что сделать, чтобы исправить ситуацию. И уже не знаю, а нужно ли мне вообще её исправлять. Нужно ли бороться за семью? И, если да, то опять самой? ( я себя баржой ощущаю - всю семью на себе тащу). А, если нет, то как решиться на развод? Помогите советом: как выбраться из этого тупика? Как понять, нужна ли такая семья? И что конкретно делать? Как себе помочь? Заранее спасибо!
Автор вопроса: Аля Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Чудинова Алёна Вячеславовна.
Здравствуйте, Аля.
Понимаю ваше состояние. Могу предположить, сколько напряжения вам приходится выдерживать каждый день. Хорошо, что вы приняли решение обратиться за консультацией к психологу. Ведь вы сейчас находитесь в ситуации внутреннего конфликта, в результате – стресс, усталость. И, конечно, это чувствуют Ваши дети.
Информации маловато, чтобы делать какие-то выводы. Мне было бы интересно поразбираться в Вашей ситуации. Развод – это крайняя мера, сначала важно понять, действительно ли ситуация настолько непоправима. Ведь взаимное раздражение в семьях часто возникает из-за накопившихся претензий друг к другу. Претензий, которые не высказываются, копятся. Вот это и надо выяснить сначала.
Вот несколько вопросов, над которыми неплохо было бы поразмышлять вместе с психологом:
• Что могло стать началом зарождения напряжения в семье? Может какое-то событие?
• Как у вас в семье принято выражать свое недовольство?
• Можете ли вы сказать своем мужу, что вам нравится и что не нравится?
• Когда вы последний раз говорили вашему мужу, что вам плохо?
• Если вы говорите, то с какими эмоциями, в какой форе?
• Если не говорите, то что вас останавливает?
• А когда последний раз спрашивали его, от чего плохо ему?
Но самое важное, что сохранить семью только вам в одиночку не получится. Здесь нужна работа двоих.
Я имею ввиду внутреннюю работу вас обоих, Вас и мужа. Ведь, когда Вы пытаетесь разобраться в проблеме в одиночку, получается, что Вы берете на себя слишком большую ношу. Я бы сказала – непосильную.
Поговорите со своим мужем, расскажите о своих переживаниях, опишите ситуацию, как Вам плохо. И после этого задайте вопросы своему мужу:
• Зачем тебе наша семья?
• Что ты хочешь получать от нашей семьи?
• Что ты хочешь привносить в нашу семью?
• Какую роль ты выполняешь в нашей семье?
• Что ты хочешь получать от меня, как от своей жены?
• Что ты хочешь давать мне, как своей жене?
Готова с вами обсудить получившиеся ответы.
Желаю Вам вернуть гармонию в свою жизнь.
С уважением,
Чудинова Алена.
Психолог, коуч, гештальт-терапевт
Viber, WhatsApp:
+7-912-214-9000