Частые ссоры с мужем. Нежелание его помогать с ребенком и по дому. Как сохранить семью.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Анастасия. Мне 28 лет, мужу 33. В браке 2 года. Есть дочка, ей 1.6 года. Живем отдельно от родителей.
В последнее время стали очень часто ругаться.. И по пустякам и серьезно. Самые частые ссоры из-за финансов, а точнее неправильного их расходования. Муж мне денег не дает, распоряжается ими сам. Половину тратит на дачу своих родителей, и соответственно каждые выходные он проводит на даче в стройке. Еще приличная часть уходит на машину. Ездит на ней только он, на работу, на дачу, по своим делам.. Редко когда возит меня с дочкой. И на жизнь нам практически ничего не остается. Приходится из своих декретных оплачивать все коммунальные услуги и покупать все необходимое для дочки. И на сколько возможно купить продуктов в морозильник.
Для семьи муж время уделять не хочет, только на работе пятидневка с 8-17 и на даче выходные. После работы постоянно уставший и надо отдохнуть, и для дочки времени нет. А если точнее, нет желания его проводить с ребенком. Ребенок у нас очень энергичный, за день очень выматывает меня. Сон и дневной и ночной не очень хороший, часто просыпается, от этого днем толком пока спит сделать не могу. И ночью не отдыхаю нормально, муж ночами не просыпается к ребенок. А параллельно готовка, уборка каждый день. Муж этого не замечает, а только говорит, что ничего не делаю целыми днями. Очень обидно такое слышать. Прошлый год ездили все вместе на дачу, муж занимается день стройкой с отцом, а я сама с ребенком была. Помощи с дочкой от его родителей не было никакой, хотя с дочкой его сестры занимались с удовольствием. А она всего на пол года старше нашей. Именно поэтому в этом году на дачу я с ребенком почти не ездили, ездила к родителям в гости, там хоть какая то помощь мне немного отдохнуть.
Вот на фоне этого всего и ссоры. Не знаю как дальше жить и находить контакт с ним. С каждым днем все сложнее и сложнее. Стараюсь сдерживать себя, но когда начинает кричать не сдерживаюсь и я. Но в каждой ссоре я контролирую свои слова,
а муж переходит на оскорбления меня и моих родных. И всегда говорит что работает он и устает, а я нет. Помогите советом пожалуйста.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Елисеева Ирина Владимировна.
Помогите советом, пожалуйста, пишете вы, Анастасия,
и описываете положение вещей, в котором вам очень тяжело, очень трудно жить.
Я читаю ваш текст и ищу, что же вы хотите, в какую сторону хотите двигать свою жизнь, чего хотите для себя.
"Находить контакт с мужем", пишете вы о своей цели.
И если под контактом понимать, что два человека нравятся друг другу, доверяют свои чувства друг другу, уважают желания друг друга, понимают, что происходит с другим, то я не вижу, что он в вашей паре есть.
По крайней мере, сейчас.
Был ли контакт раньше? Из текста не понятно.
Если был, то в какой момент и в связи с чем был утрачен?
Я пока не знаю.
Поэтому, вот на что хочу обратить ваше внимание:
Начало контакта с другим - это контакт с собой.
Со своими чувствами, желаниями, ценностями.
Вы пишете искренно и честно - "Очень обидно такое слышать" в ответ на упреки мужа. То есть, вы свои чувства - по крайней мере, некоторые - осознаёте. И это очень здорово для такой беседы с мужем, результатом которой будет увеличение понимания друг друга - а это прямая дорожка к контакту.
Ну то есть, чтобы приблизиться к контакту с мужем, первое, что имеет смысл делать, это давать ему обратную связь на его действия.
Обратную связь в формате я-сообщения, так, как вы написали, мол, "мне обидно это слышать", а не, например, "ты несправедливо меня упрекаешь".
Как если "я" - альфа и омега, опора и фундамент, залог и средство достижения цели. Ведь если нет "я", то между кем и кем устанавливать контакт?
Нужно Я!
Что я хочу, что я чувствую, что со мной сейчас происходит?
Ответы на эти вопросы - то "топливо", которое необходимо для контакта.
Важно!
Обратная связь - процесс постоянный.
Ну то есть, можно сказать, "Мне обидно это слышать", и в ответ полетит ругань, оскорбления, и проч. Что дальше? Снова обратная связь, "Мне не нравится то, как ты со мной сейчас разговариваешь". И далее, по тому же принципу:
Он что-то делает - вы смотрите, как это вам - сообщаете об этом. Очень терпеливо. Очень правдиво.
Второе, что важно для контакта - это сообщение о своих желаниях и состояниях.
"Я хочу - сегодня, сейчас - того-то и того-то".
Не вообще по жизни от тебя хочу, а сегодня, сейчас чего хочу.
"Я хочу вечером увидеть тебя дома".
"Я хочу поспать ночь целиком, чтобы отдохнуть, чтобы ..." [и для чего вам нужен отдых, что изменится, когда вы отдохнёте].
"Мне очень тяжело нести финансовую ответственность за быт. Я не хочу содержать нашу семью одна". (Да, "не хочу" тоже важны для контакта).
И если реакция собеседника на донесение вами ваших желаний и состояний не будет конструктивной, имеет смысл продолжать держаться той же правды.
"Мне тяжело нести одной финансовую ответственность за быт нашей семьи. Я хочу совместных расходов по питанию и коммуналке".
"Ах, ты, такая сякая, так и растак!!"
"Я слышу, что ты кричишь. Мне жаль, что тебе это не нравится. Мне тяжело нести одной финансовую ответственность за быт нашей семьи. Я хочу совместных равных расходов по питанию и коммуналке. Мне нужна твоя помощь".
Держаться.
Следить за собой, своими состояниями - и держаться своей правды.
Вы умеете подбирать слова даже в ссоре - называете ли вы ими свои чувства, желания, состояния? Держитесь ли вы вашей правды?
Пожалуйста, проверьте.
И третье, что крайне важно для контакта,
Это - похвала.
Что вам нравится в вашем муже?
Почему вы вышли за него замуж?
Почему решили родить ему ребенка?
Что-то есть в этом человеке, раз вы его выбрали.
Было бы очень, очень неплохо называть ему вслух словами то, что вам ценно, дорого, нравится в нём. Да, всё то, что вы описали в его поведении, вряд ли может нравится молодой матери, которая отчаянно нуждается в поддержке. И всё же. Что, кроме этого, есть ещё? Какие-то мелочи... Поворот головы... Кисти рук... Взгляд... Интонации... Уверенность, как он водит машину... Может быть, он просто божественно красив, наконец?
Если систематически отмечать в человеке то, что вам в нём искренно нравится, можно "накопить" некоторый объём признательности, который породит благодарность и желание ответить на нужды того, кто так хвалит. Путь медленный, но верный.
Кстати, читали ли вы Карен Прайор, "Не рычите на собаку"? Книга о влиянии на поведение другого через привлечение внимания к тому, что ок, нравится, восхищает, подходит.