Как разойтись с мужем, если малыши дети?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Таня, 32 лет. Я выросла в деревне в полной семье , но не скажу что было счастливое детство. Часто болела. Мама говорила что у меня плохой характер, не смогу жить ни с кем, не было искренности и поддержки... В школе смеялись. Отец алкоголик, была попытка изнасилования ( примерно в 10-14 лет). Потом я с льготами по инвалидности поступила в ВУЗ. 3 года встречалась с парнем, счастье было до неба и любовь большая. потом расстались по глупости.. переехала от него в общагу ( он помог увезти вещи). Затем бегала за ним 2-3 мес. ждала возле дома и универа унижалась Но безуспешно конечно. Потом болезнь( ТБЦ) пол года жизни заняла. Встречалась с парнями (4-5...) Но такой любви больше не встретила.. Вышла замуж без любви, и муж тоже (потом поняла), по "залету". И потому что возраст был почти 30 лет. Сейчас у нас 2 детей ( 3 и 2 г.)и общая 2-комнатная квартира. С самого начала было не все хорошо в отношениях. Были оскорбления и расходились. Потом мне очень захотелось детей, и мне было все равно почему то от кого. Еле как вынесла беременность без поддержки и заботы. Муж не хотел приезжать даже в роддом к нам. Но я думала что при детях не будет много негатива. Муж все хуже относиться ко мне, без понимания и уважения, агрессивен и вспыльчивый, поднимает руки иногда. Подала на развод, дали пока время на примирение 1.5 мес. Муж не собирается уходить. Не могу с ним жить, хочется убежать, но дети. У дочки 3 лет уже невроз (сосет палец и пупок теребит). Часто кричит, и младший тоже начал недавно кричать почти без явных причин. Страшно очень за их будущее. Очень сожалею что связалась с таким человеком но видимо судьба, но неужели нет выхода. Мне и пойти некуда почти только если к родителям но там мой отец пьет и агрессивен бывает тоже, да и муж знает адрес и может увезти детей.
Автор вопроса: Татюк Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Гасько Оксана Васильевна.
Здравствуйте, Татьяна!
Сочувствую, что вы оказались в такой безысходной ситуации! Описанные Вами переживания очень характерны для многих семей, где нет взаимопонимания, уважения и любви. Вы живете в состояние постоянного переживаниями и мыслями за малышей в такой небезопасной для их психике атмосфере... Мне как маме и как женщине, которая хочет чувствовать себя свободным и имеющим право на счастье человеком, понятны Ваши чувства. В том числе и опасения. Мне показалось, что Ваш основной страх как выжить после развода?
Вы приняли хорошее решение – развод и мне хочется вас поддержать! Для начала вам нужен покой и безопасность! То состояние детей, что вы описываете в письме, называется фобический невроз, что появляется у связи с страхом за жизнь свою или родных! Страх влияет на нервную систему детей, постоянная тревожность способствует выработке гормона стресса “адреналина”, что запускает процесс нарушения сна, навязчивые движения, влияет на роботу гиппокампа, а это в свою очередь дает задержки физического, эмоционального развития ребенка! Ваше решение о разводе – это первый шаг к безопасности и психическому здоровью детей. Но давайте вернемся к вам! Какие у вас есть колебания? Муж отберет детей? Страх наказания?
Вы писали, что у вас имеется совместная жилплощадь – 2-комнатная квартира. У бракоразводном процессе эту жилплощадь разделят между вами, мужем и несовершеннолетними детьми, а если в на суде вы представите факт (заключения врача – невропатолога) о физическом и психическом вреде здоровью детей, то мужу грозит не только административная ответственность у форме штрафа! Ему установят часы посещение детей под присмотром, запретят видится и подвергать детей опасности!
Вы живете с человеком, что тиранит всю семью, это очень сложно. Проблема в том, что в какой то момент Вы сами становитесь зависимыми от него и такие отношения часто очень губительны для самооценки, такое обращение становится НОРМОЙ, вы с насилием к себе свыкаетесь!
К большому сожалению, практика показывает, что побои нарастают, возможно физическое насилие в отношении детей. Воспитание мальчика в условиях, когда папа бьет маму, обычно закладывает в их психику определенную модель поведения. В дальнейшем он может перенять подобную модель поведения в собственную семью. А в девочки не будет доверия к противоположному полу, в будущем может воспринимать мужчин как агрессоров или попадать в отношения где будет терпеть плохое обращение.
Также Вам надо задуматься о том, как Вы вообще оказались в такой ситуации. У вас ранее был опыт насилия в родительской семье. Мама оценивала ваше поведение: “плохой характер, не сможете жить ни с кем”, а папа – пьянствовал. У письме вы упомянули о попытке изнасилования. Это факторы, что повлияли на выбор супруга, построения отношений с противоположным полом, построения безопасной привязанности. Безопасная привязанность - это устойчивая эмоциональная связь, что формируется в раннем детстве, где ребенок учится понимать свои чувства и чувства других, очень нужна в построении близости с другими. Это первые схемы сценариев человеческих отношений, которые берут начало в родительских моделях для подражания и является основой дальнейшего психологического развития. Если человек попадает в разрушающие отношения, то есть какая-то внутренняя причина, которую надо проработать. Возможно вы не давали себе права на достойного мужчину, или думали что не заслуживаете лучшего после происшедшего с вами, вы верите словам родителей о вашей плохости! Начните себя ценить по достоинству! Вы - мать, что родила двоих детей! У вас есть образование и вы можете устроиться на роботу! Со временем можете найти мужчину, что будет ценить вас, ваши отношения, хорошо относиться к детям! Но, вам надо проработать внутреннюю причину: обесценивание себя из-за которого вы попадаете в токсичные отношения, где к вам плохо относятся. Где к вам относятся так, как относились родители. У вас есть хороший ресурс – ваши дети. У взаимоотношении с ними вы можете пережить заново счастливое детство. То желание родить ребенка, что вы упомянули в письме – это желание дорастить своего внутреннего ребенка, дать ему шанс быть счастливым! Не опускайте этот шанс!
У бракоразводном процессе вам могут помочь социальные службы, что занимаются помощью пострадавшим от домашнего насилия, предоставить юридические и психологические консультации, помогут с устройством детей в садик и вам подыскать роботу по вашей специальности. Такие службы есть в каждом городе в гос. администрациях. Звоните на телефон службы доверия, там переадресуют вас в нужную службу.
Не теряйте надежд, кроме того, что жизнь дает пенка под зад, она дает и много возможностей! У вас есть возможность начать жизнь с чистого листа, заново и так, как бы вам хотелось, без насилия. Быть любимой и любить!
С уважением, Ксения.