Стоит ли сохранять семью ради детей, если нет взаимоуважения и взаимопонимания?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я росла с бабушкой и дедом. Когда мне был месяц меня родители отдали им на воспитание. В последствии они развелись. Жили мы бедно. В 15 лет я встретила своего нынешнего мужа. Он на 5 лет старше меня. Он красиво ухаживал, зарабатывал хорошо. Все вокруг твердили, что лучшего мужа мне не найти. Он симпатичный, мне нравился , на тот момент я думала, что влюбилась. В это же время я познакомилась с парнем( одногодка) . Начала встречаться с ним. Мы то ругались, то мирились . А муж в это время продолжал ухаживать. Мне было 17, когда он меня поставил перед выбором- он или мой парень. Я выбрала его( обеспеченный, надежный, хочет жениться на мне ) . Я очень хотела вырваться из моей семьи. Жить в достатке, чтобы мои дети жили с мамой и папой. Муж поставил условие, если я с ним не пересплю, то он меня бросит. Я сдалась.Мне не было еще 18 лет, когда я забеременела. Мы решили пожениться. Незадолго до свадьбы я потеряла ребенка. Но свадьбу сыграли. Во время отношений и первые 5 лет жизни с ним я во всем его слушалась, за малейшую провинность приходилось стоять на коленях. Чтоб не ушел, не выгнал, не изменил, не бросил. Несколько раз поднял руку. Один раз при детях и их друзьях. К подруге разрешал ходить только на час. Если я опаздывала, то был ужасный скандал. Контролировал мои расходы. Без его ведома нельзя даже шагу ступить, нельзя потратить ни копейки. Наверное были положительные моменты, но я их не помню. До рождения первого ребенка я не обращала внимание на его отношение ко мне. С рождением сына все изменилось. Может, я повзрослела. Я была ужасно привязана к нему . Наверное как к отцу. Когда родилась дочка я пыталась изменить наши отношения. Говорить было бесполезно, он меня не слышал. Ревновал без причины, оскорблял, не было поддержки с его стороны. Перестал покупать мне вещи, технику в дом и т.д. Я тоже работаю. Зарабатываю меньше. Но расходы он контролирует. На данный момент мой отец помогает финансово. Но мне нельзя тратить эти деньги. За каждую покупку у нас дома начинается скандал. Муж считает, что я много хочу. Вспоминая оскорбления, унижения, обиды-все больше понимаю, я не хочу жить с этим человеком. Но общий дом, дети ,привычка. Тяжело разорвать эти отношения. Он все время мне указывает на мои недостатки -много трачу, мало работаю в огороде ,невкусно приготовила, не то сказала , не так посмотрела. Часто говорит, что я глупая, без мозгов. Что надо быть на своем месте. Дети у меня ухожены, сыты, одеты, обуты. В доме чисто. Работаю, занимаюсь огородом и небольшим хозяйством ( птица и т.д.). Не подняла трубку вовремя опять скандал. Фотография с коллективом-один мужчина и тот оказался на фото рядом-последняя шлю...х..а. и остальные обидные слова. У него на работе проблемы-он срывает злость на мне. Говорит, что любит меня. Недавно перенесла операцию. Ужасно злился, что потрачены деньги, никакой поддержки. Ревновал к 60-летнему врачу, делавшему операцию . У меня нет желания его понимать, слушать ,уделять ему внимание, писать, звонить. Мне хорошо, когда он далеко от меня. Тотальный контроль, постоянные нравоучения-это очень изматывает. Не решаюсь на развод. Думаю мало ли, что-то изменится, а если нет ,вдруг детей захочет отобрать. Да и страх менять жизнь после 13 лет брака. Мне трудно спать с ним. В смысле интима . 5 лет мы спим в разных комнатах. Он не понимает и не уважает меня. Я не понимаю его. А после того, как он меня не поддержал-перестала и уважать. Стоит ли искать компромиссы? Сохранять семью? Как-то заставить себя поменять отношение к мужу? Как забыть обиды? Или стоит развестись. Помогите разобраться в себе. Заранее благодарна
Автор вопроса: Елена Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Матросова Анна Алексеевна.
Здравствуйте Елена . Мне было очень грустно читать Ваше письмо, что так много времени Вы позволяете такое отношение к себе. К сожалению много женщин оказываются в таких ситуациях и задаются вопросом сохранять семью или искать компромисс. Сделать выбор можете только Вы, но оставлять их в том виде в котором они сейчас, на мой взгляд точно не стоит. Для создания гармоничных отношений необходимо участие двух человек, в Вашем случае начнете меняться сами а потом решите, что нужно Вам и сделайте выбор. В письме Вы пишете, что у Вас страх менять свою жизнь. С этим страхом нужно поработать, лучше конечно с психологом. Да, это действительно страшно, и часто за этим стоит, что будет хуже, чем сейчас. Можно сделать следующее упражнение. Напишите письмо, что будет если я изменюсь. Опишите в нем себя и свою жизнь. Сначала то, как Вы живете сейчас и какая Вы сейчас (уставшая, униженная ….), а потом пофантазируйте, что будет после того, как Вы изменитесь. Чем будете заниматься, с кем общаться, какая Вы станете (уверенной в себе, веселой ……)? Главное не стесняйтесь, позвольте себе в этом письме быть собой, такой как Вы хотите быть, не ограничивает себя. Ведь это только письмо. Прочитайте если что-то не нравиться переписывайте пока образ самой себя Вам понравится настолько, что захочется стать такой. И можно будет искать путь стать той, которую Вы опишите. Пути есть 100 % и их очень много.
Немного об отношениях с мужем. Лучше расстаться хотя бы на недельку, не обязательно конечно, но на мой взгляд это эффективнее. Объясните, что устали от таких отношений и Вам нужно немного времени побыть наедине с собой. Потом вернувшись, при конфликте и унижениях по ситуации, спокойно сообщите, что унижать и обзывать и так с собой обращаться больше не позвольте ( лучше говорить конкретно, что не позволите). Общайтесь только если оба спокойны и готовы искать компромисс. Обсудите, устраивают ли его такие отношения. что конкретно сделать Вам, чтобы он уважал Вас, готов ли он меняться, чтобы сохранить семью и т.п. Можно в конце диалога прописывать или разговаривать выводы и записывать конкретные поведенческие шаги, кто и как будет дальше вносит вклад в построение гармоничных отношений. И в дальнейшем поступаете аналогично. Только конструктивный диалог. Еще помните, не нужно делать то , что Вам не нравится.
У вас ещё есть боязнь (может страх) бедности. К сожалению в формате письма нет возможности задать дополнительные вопросы. Здесь можно почитать литературу, автобиографии богатых людей. Много интересного можно найти в историях их жизни. И конечно тут тоже нужно найти истинную причину (скорее всего наследственную), и с ней работать, но если есть желание, то все решаемо.
И добавлю еще о страхе, связанном с детьми. Тут к сожалению без дополнительных вопросов не обойтись, но важно помнить, если не изменить отношения в семье, то видя это дети могут получить свою психологическую травму, впоследствии перенести такую же модель отношений в свою жизнь. Нужно ли это?
Надеюсь что мой ответ поможет вам сделать первый шаг к изменению себя. И у Вас обязательно получится. С уважением Анна.