Почему муж постоянно оскорбляет?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Мария! Мы с мужем в браке 8 лет, до брака мы встречались 7 лет, т.е вместе практически с детства. В браке у нас родились 2 сына, муж детей любит, но воспитывает жестко. Прожив 2 года в браке, когда старшему сыну исполнился год муж уехал работать на север вахтой, 2 мес через 2 мес. Скажем так мы быстро привыкли жить таким образом и в принципе нас это устраивало, т.к всегда денег не хватало. Мы как и все иногда ссорились, мирились. Но так чтобы на каждом шагу он оскорблял такого не было. Вот прошло 5 лет, муж принял решение и я его поддержала уйти с вахты, нашёл работу в городе и тут понеслось. Скандалы и ссоры каждую неделю, иногда на ровном месте взрывается, иногда и я (я не ангел) начинаю предъявлять свои претензии, особенно в том что денег не хватает и давать теперь их он не хочет (хотя все счета:ипотека, квартплата, сад, школа он оплачивает). Но моя зп такая маленькая нам не хватает, поэтому такие ссоры часто возникают. И тут не так давно происходит ситуация, мне необходимо встать утром рано в 4.00 на работу и я его предупредила, чтобы детей сам собрал в сад, но он сказал сломалась машина ночевать не пришел, и утром уходя на работу я ему звонила он так же был в гараже, сказал я быстро доделаю и приду. Я очень переживала т.к детей пришлось одних оставить на несколько часов, а придя вечером с работы я сразу сама накинулась с претензиями, почему он машину ставит сверх нас, семьи... он и слушать не стал сразу иди... заткнись.... и самое чем закончилось... чтоб ты сдохла. Сказал он первый раз такое за все наши годы, у меня такая пустота что сил нет. Не знаю почему, но меня будто предали и быть с этим человеком не хочется совсем. Я даже не знаю как вести себя, я замолчала и более не говорю дома ни слова. Не могу простить... Подскажите как быть? Может я сама виновата? А может и правда проще разойтись. Не понимаю.... неужели этот быт действительно так съедает.
Автор вопроса: Мария Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Абрамова Марина Григорьевна.
Здравствуйте, Мария! Искренне Вам сопереживаю!
После той обиды, боли прошло уже несколько дней, и возможно, Ваш муж сам раскаивается об этом. И может уже и не нужно напоминать об этом, чтобы не фиксировать внимание на негативном прошлом. Но чтобы Вам как то "снять", "отпустить" эту обиду, можно написать письмо, обращенное к мужу. В нём Вы можете изложить всё, что о нём думаете, не подбирая выражений, о том, как Вам больно, вообщем, всё что захочется! И затем уничтожить это письмо (ни Вам перечитывать, ни мужу читать - его не нужно). Но это никак не означает, что нужно терпеть такое отношение. Необходимо дать ему понять, что обращаться так с Вами нельзя НИКОГДА и НИКОМУ!
В следующий раз, если Вы заранее предчувствуете "скандал", то постарайтесь перевести разговор в зону "безопасных" тем. Можно поговорить с ним об этом, когда он успокоится. Сказать ему о том, что любите его, что он дорог Вам, а что своими оскорблениями причиняет Вам боль. Но принимать на свой счёт его оскорбления, винить себя в этом - не нужно! Возможно его грубость была направлена не на Вас, это могло быть следствием каких-то конфликтных ситуаций на работе, либо других проблем. В ссорах старайтесь говорить спокойнее, более тихим голосом, чтобы не провоцировать лишний раз аналогичное поведение мужа. Если видите, что он "выходит из себя", что общение в такую минуту не может быть конструктивным, то дождитесь, когда успокоится, и тогда Вы можете вернуться к нерешенной проблеме. Спокойно всё обсудите. Если хотите высказать претензии - исключите такие слова, фразы, как: "Ты", "Ты всегда", "Ты никогда". Такими словами осуждается сама личность, а не его конкретные действия и поступки. Объясните ему, что именно Вас не устраивает здесь и сейчас. Например: "Ты машину ставишь "выше" нас, семьи". Заменить на следующие слова:" Дорогой, я понимаю, что необходимо заботиться о нашей машине. Она очень нужна семье и хочется, чтобы наша "ласточка " всегда была в хорошей форме. Но всё же, постарайся предупреждать о том, что задерживаешься. Я очень-очень волновалась, переживала" и т.д. Вы можете предложить мужу решать конфликтные ситуации с помощью ручки и бумаги. Вы или он, пишете все претензии на бумаге, и так же письменно отвечаете друг другу, или придумать вместе какой то другой способ. Безусловно, не нужно страдать и терпеть такие выходки, лишь бы он был рядом. Иначе, он почувствует себя безнаказанным, и к словесным оскорблениям могут добавиться и физические. И если после разговора по душам, Ваш муж будет также продолжать себя вести, то необходимо принимать меры. Но вот какие это могут быть меры в Вашем случае? Не разговаривать? Как эта мера влияет на Ваши отношения? На поведение и поступки мужа? Это каким-то образом помогает? Вы спрашиваете "разойтись"? Официально оформить "развод" не сложно. Но, насколько я правильно поняла, то Вы проживаете в ипотечной квартире, и возможности разменять её, скорее всего, пока нет? Значит Вы будете продолжать жить вместе? Это очень непросто. Оскорбления могут продолжаться, а материальный вклад мужа, может значительно уменьшиться (обязательным останется оплата ипотеки плюс 33% от заработной платы алименты на двоих детей). Вы сможете самостоятельно обеспечить остальное необходимое для Вас и детей? Расторжение брака - это крайняя мера, когда всё что возможно уже использовано.
Мария, вместе с мужем Вы уже не мало времени, и быт, действительно, может "съедать". Чувства со временем необходимо поддерживать, обновлять, укреплять. И основным их врагом в семье, как правило, является КРИТИКА. Вспомните, часто ли ранее Вы хвалили своего мужа? А сейчас это в основном агрессивные упреки? Вспомните, как раньше он хотел Вам нравиться и как старались Вы? Как одевались во все лучшее, кокетничали, восхищались! Настройтесь на оптимистичную волну! Организуйте совместный досуг: концерт его любимой группы, поездка в лес и др. Сделайте маленький сюрприз: купите мужу в машину красивый талисман, или конструктор для детей, модель самолёта, который они будут вместе с папой собирать (где обязательно необходима его помощь) и т. д. Пишите ему в течение дня короткие смс о том, что любите, скучаете, ждёте и многое другое. Собирайте счастливые мгновения и непременно привлекайте к ним внимание мужа!
Если Вам необходимо более углубленно рассмотреть Вашу ситуацию, нужна помощь и поддержка в разработке новых моделей поведения, стратегий, нахождении внутренних ресурсов, то я готова Вам помочь в данном вопросе при индивидуальном консультировании.
Искренне желаю Вам успехов, удачи и всего самого наилучшего!
С уважением к Вам, психолог Марина Абрамова.