Как привлечь мужа к уборке?

Вопрос психологу:
Добрый день, мне требуется помощь, как привлечь мужа к уборке. Год живем вместе, я выполняла все сама, изредка муж готовил что то , но потом такой хаос , что при упоминании о готовке, мне потом страшно. Я работала из дома, поэтому не сильно парилась из-за уборки, времени и сил хватало, но скоро родится ребенок и последние месяцы чувствую себя утомленной и уже не могу делать как раньше. После разговора о примерно плане домашней работы был скандал, что он устает, забывает, просит напоминать, но тут же делает с таким видом, что лучше и не напоминать. Он соглашается помочь, но чаще утром я вижу грязную посуду, вечером мужа, сидящего за компьютерной игрой, видео или мечтами о поездке. До этого были планы а вдруг апокалипсис, надо купить все экстренного случая, тоже про это видео смотрел как люди даже бункеры строят. Для меня это как хобби или попытка сбежать из реальности. Но он отрицает, хотя если не сказать, он весь вечер тк и просидит в компьютере. После душа ванну убирает очень чисто, все на месте, Полотенце на сушилке, те может делать и не забывает. Но на кухне полная противоположность, хаос и бардак. Как переключить его внимание на реальные проблемы, а не зомби-апокалипсис? Я боюсь, что после родов будет тяжело и не смогу контролировать эмоции и начнутся скандалы на этой теме. Я понимаю, что устает после работы, но и я не лежу целыми днями, реально 25мин стою и все болит. Если устала, говорю что прилягу, он соглашается, все нормально, но потом то все равно мне делать и уже в 2 раза больше.
Автор вопроса: Марина Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Якубовская Татьяна Андреевна.
Здравствуйте, Марина!
Хочу в первую очередь обратить ваше внимание на тот факт, что не все мужчины имеют привычку убирать за собой посуду. Как я поняла, ваш муж в этом числе.
И здесь важно понять, что перевоспитать взрослого человека практически невозможно. И стоит ли перевоспитывать? Удобно ли Вам в роли матери для взрослого мужа?
А вот инициировать привычку к уборке за собой вполне можно. Ненавязчиво так, незаметно, не с бурей критики, ведущей к скандалу. К примеру, «Дорогой, наш малыш так подрос, что мне становится очень тяжело и неловко убираться на кухне. Мог бы ты помыть за собой посуду?» Частичка «бы» в предложении содержит просьбу и воспринимается по-другому, нежели «помой за собой посуду». Часто последнее выражение слышится, как прямое указание и возникает сопротивление.
Важно также, хвалить мужчину за любую помощь. Похвала, как награда за действия, выполненные по вашей просьбе или без таковой.
В части вопроса о том, как переключить внимание мужа на реальные проблемы, отвечу так:возможно муж снимает усталость именно просмотром роликов, как развлечение, а возможно он действительно верит в то, что апокалипсис скоро наступит. И здесь, скорее, важно акцентировать внимание мужа на жизнь, которая «здесь и сейчас», а не там в будущем. Именно здесь мы делаем то, что требуется сейчас. Сейчас вы в положении и вам необходима поддержка, помощь и забота от любимого человека. Естественно проговаривать это без критики, со спокойным и уважительным тоном.
Замечу, что вы также переживаете страх за будущее, а именно страх скандалов, из-за невозможности контролировать эмоции с вашей стороны. Да, такой поворот событий возможен, однако не стоит боятся уже сейчас. И вообще откуда этот страх? В вашей родительской семье были похожие ситуации? Если да, то вы неосознанно проецируете их на свою семью.
Семейный быт обсуждается заранее, на стадии пред вступлением в брак. Когда нет общей договоренности, то возникают недопонимания. А чтобы разрешить их, необходимо об этом говорить, приходить к единому мнению.
Успехов!