Развелась с мужем, но все время сомневаюсь.

Вопрос психологу:
Добрый день. У меня не совсем простая ситуация в жизни касательно семейной жизни. В принципе все очевидно, но все же хотелось бы услышать мнение специалиста. Мне 33 года, вместе с мужем 10 лет (7 лет были в браке). Я выходила замуж по большой любви и видимо совсем слепая была) муж никогда толком не работал, перебивался случайными заработками. Когда мы начали жить вместе еще не в браке вся ответственность за быт и всю нашу жизнь была на мне, но я верила что все поменяется, обещаниям и тд. Квартира в кот мы жили моя, прожив 3 года в браке уже, он совсем стал себя неадекватно вести. То долги, то кредиты, то машину отнимал у меня-якобы по делам. Я терпела, сама не знаю зачем, руки периодически поднимал в скандалах. В итоге терпение мое лопнула и мы разошлись. Полгода я восстанавливалась, наладила свое эмоциональное состояние и тут он объявился: люблю, детей хочу и тд. Мы помирились, год все было ничего, ну за исключением его финансовой стороны, но он ко мне относился очень нежно. Потом я забеременела, он очень хотел ребенка и всю беременность носил меня на руках, я родила и в принципе нормальное отношение осталось, но денег он особо не приносил, так как он особо ничего не умеет делать, а работать в такси не царское дело. Мне пришлось выйти на работу когда дочке было 7 мес, он сел с ребенком, прошло 2 мес и ему предложили работу и он побежал. Всю проблему с поиском няни и тд взвалив на меня. Работать там у него не сложилось и он стал сидеть дома, периодически перебиваясь заработками, а я оплачивала все: еду, врачей, няню, все платежи. На мои просьбы, слезы и мольбы и скандалы на все один ответ-работы нет, что я могу поделать. В ссорах опять начал руку поднимать, орать что со мной ловить нечего, что он вообще планирует уйти и тд, угрожал разводом. Довел меня, я подала на развод. При этом он стал опять милым и помогать начал с ребенком, ровно на 2 недели, потом все возобновилось. Заявление о разводе я не забрала. Он начал мне говорить что он вообще уедет работать в Америку, что меня не любит, всю мою семью ненавидит что мы ему работу не можем найти. Типа богатые а ему не помогаем. А то что я 10 лет его содержу, еда, квартира, вещи, машина-все делала. В один момент и на работу устроила-не пошло там у него естественно. В общем я так выдохлась что выставила его. Мы разведены, ребенка он любит, общается с ней. Но мы разошлись вот только что практически. Я очень устала, знаю что дура, что верила в мечту и так и не сложилось. И мне обидно от того, что спустя столько лет и рождения замечательного ребенка пришлось разводиться. Все время сомневаюсь, хотя головой все понимаю. Как быть? Он сейчас пытается через ребенка манипулировать мною.
Автор вопроса: Елена Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Добрый день, Елена! Что же плохого в том, чтобы верить в мечту? Мечты придают сил, желания действовать, превращаются в цели. Вы ведь не ясновидящая, чтобы предусмотреть все, верно?
Я не сомневаюсь, что решение о разводе принято было Вами не сгоряча, Вы и до этого расходились. Вам обидно, что спустя столько лет пришлось разводиться. Но разве ваше прошлое ничего хорошего вам не дало? Вы и сами пишете, что у Вас замечательный ребенок, что многое делали самостоятельно, научились выживать в тяжелых условиях. А опыт складывается не только из хороших событий, но и из сложных. То, что было - это ваш опыт.
Елена, легко увязнуть в прошлом, если все время оглядываться на него, сожалеть о "потерянных годах". Но ведь можно попробовать иначе посмотреть на ситуацию: Вы пришли к выводу, что такая семейная жизнь, как была, Вам не подходит, вышли из отношений, которые Вас не устраивали. Вы молоды и свободны, и теперь есть шанс знакомства и отношений с тем человеком, рядом с которым
Вам будет хорошо во всех отношениях.
А что было бы, если бы Вы только к своим 50-60 годам поняли, что большая часть вашей жизни прошла в погоне за заработком, что Вы тащили на себе неподъемную ношу, что романтики и любви в отношениях давно не осталось и Вы прожили без этого, без возможности быть счастливой?
Вы готовы были бы провести всю свою жизнь так, как она складывалась в вашем браке? Думаю, что нет, иначе бы не возникло мыслей о разводе. Поэтому есть ли смысл сожалеть сейчас о своем решении?
Дорогая Елена, другое дело, что развод, расставание - всегда событие тяжелое, кризисное, так как меняется устоявшаяся жизнь, а к переменам еще и привыкнуть нужно, и образ жизни выстроить заново другой. Конечно, Вам сейчас очень нужна поддержка. и если есть близкие люди, друзья, к которым можно обращаться за помощью, которым Вы можете доверять - не пренебрегайте этим. Подумайте, что Вы можете позволить себе сейчас из того, что не могли в браке, и сделайте это.
И еще хотелось бы обратить внимание на один момент. Вы брали на себя во многом ответственность за семью, в том числе, за мужа. И если такое поведение стало для Вас привычным, то есть риск вновь попасть в такие же отношения. Поэтому очень рекомендую задуматься над следующим: что Вам дает и чего Вас лишает ответственность за жизнь другого взрослого человека?
Елена, Вы вовсе не "дура" и имеете полное право ошибаться, как и любой человек. Вы имеете право делать выбор, а не только терпеть и выживать. Вы имеете право заботиться о себе, какими бы не были окружающие обстоятельства.
Напоследок хочу Вам привести слова женщины, которой пришлось пережить многое - Крис Карр. Скорее всего, Вы не слышали ничего о ней, но это не имеет значения. Просто очень надеюсь, что ее слова вдохновят Вас.
"Пусть ваши препятствия станут вашими учителями. Пусть ваша боль станет вашим шансом.
У каждого из нас в жизни есть нечто, что мы хотели бы изменить. И каждый из нас должен решить, позволим ли мы этому нечто ставить нам палки в колеса. Пусть ваши препятствия станут вашими учителями. Пусть ваша боль станет вашим шансом. Некоторые виды страдания неизбежны. Главное – как мы обращаемся со своим страданием. Поглотит ли оно нас или поведет напрямую к состоянию света?
Никто не даст вам разрешения жить. Изменитесь сейчас. Живите, как на самом деле хотите жить сию минуту. Такое разрешение даровано вам с рождения, оно исключительное; не упустите его!".
Елена, поздравляю Вас с наступающим Новым годом и желаю чтобы вместе с ним в вашу жизнь пришла радость, а прошлое перестало тревожить.
С уважением,
Виктория.