Изменяет он, прощение прошу я. Как наладить душевное состояние?

Вопрос психологу:
Добрый день! Помогите найти выход, в браке 15 лет, после рождения 2 ребенка у мужа были любовные отношения с коллегой, страсть, смс , встречи втроём, разговоры с ней по телефону, ... Совместные поездки за границу, объясняя ,,командировка,, , как только я это пережила,, 3 года.
Затем ещё одна подруга, много раз ловила около ее дома, глупые отговорки , день рождение мамы. ...
В этом кошмаре ещё 5 лет, купили новую квартиру, новая жизнь,,. Родили 3 ребенка...
На протяжении этих лет постоянно вылазят старые смс , фото , где все подтверждается, . Сейчас ещё одна коллега,. Смс спокойной ночи, смайлы, ...на мои вопросы, говорит , что не надо смотреть телефон,.
Никогда прощенье не просил, всегда я, .
Руки опускаются, перестала смеяться, разговаривать с ним бесполезно, интим. Отменила... Спасает работа,, стыдно перед всеми, не могу никому говорить , детям в глаза смотреть стыдно, как все решить.. . Ему все равно, грустно или весело, дома все на мне, быт, дети, он только ходит на работу, и лежит, ... Не могу говорить , сколько можно, мама болеет, не могу расстраивать, старший сын, 15 лет, как то сказал,. Что не надо разводиться, что тебе не живется, многие говорят, живи своей жизнью, .. кажется, что все устали от меня, им будет легче.. плачу редко, работаю на 2 работах,,, отвлекает.
Встретили новый год полная семья , пришли родители, образцовая семья,,, я не могу доверять, спать , когда его телефон пиликает, начинаю код подбирать, просто издеваюсь над собой, как наладить душевное состояние, мне ещё детей растить.
Автор вопроса: Рита Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Маргарита!
Читала Вашу краткую историю жизни, больше похожую на выдержки из дневника мазохиста, и удивлялась, сколько все-таки может вытерпеть человек! Возможно, всему виной неуверенность в себе и привычка, что нужно терпеть ради детей, ради родителей, ради хорошего впечатления и т.п.
Но, лично мой опыт, как личный, так и профессиональный, свидетельствует о том, что если что-то и должно делаться, то только ради себя. Ради любви к себе стоит искать тех, кто может сделать твою жизнь краше и счастливее. Ради любви к своим детям стоит обеспечить их здоровым психологическим пространством, в котором нет насилия над личностью другого. Ради собственных родителей нужно просто быть счастливой, ведь счастье детей — это единственное искреннее желание любящих родителей.
И вроде все просто! Но как же сложно оказывается существовать в родительской любви, которая требует от тебя соблюдать кучу условностей – начиная от «не доставлять хлопот» в детстве, до нежелания видеть твои проблемы в общениях с другими в собственной зависимой старости. Как же сложно понять, что, находясь в токсичных для себя условиях, надеяться на то, что у детей все сложится по-другому. Они не будут жестокими эгоистами, заботящимися только о собственном материальном благополучии и невмешательстве в их жизнь занятых своими разборками родителей. Как сложно любить себя, когда никто не учил тому, что это значит любить себя! Да и любовь, оказывается, бывает разной – жертвенной, эгоистичной, зависимой, обесценивающей, отрицающей собственное «Я» как не имеющее право на существование. А возвышенной, дающей возможности к самореализации, вдохновляющей и дающей возможность быть собой в любых условиях это что-то из разряда фантастики и совершенно нежизнеспособное явление в нашей действительности.
Действительность – это то, что творим мы сами. И если мы знаем ее только с этой тяжелой с удручающей стороны, если нет в нашем представлении того, что мы можем на нее влиять и менять ее по своему усмотрению, да и сил нам хватит на все, что задумали, то ничего не поменяется в ней.
Есть в нашем лексиконе такое сложное понятие «надежда». И в нем, как в зеркале, отражается наша национальная особенность ожидать изменений, которые должен сделать кто-то другой, кто-то лучше и сильнее, или что другой, который ведет себя совсем не так как нам хочется, вдруг изменит свое поведение и станет лучше и благосклоннее к нам. Чушь! Глупость! Магическое мышление, парализующее собственную волю человека, его способности бороться за себя и свое счастье. А если вспомнить еще и такие категории оценки нас другими, как «недостойны», «сами виноваты», «есть за что» и прочую около человеческую ограничительную ересь, то понятно, что всем положено по завету «сам страдал и нам велел».
Совершенно не хочу задеть Ваши религиозные чувства, если они еще остались при Вашей-то жизни, но терпение не помощник и не предвестник счастливой жизни! Это лишь способ дальше удерживаться в токсичных отношениях, способ оправдать собственное бездействие и его последствий, А последствия не заставят себя долго ждать. Скоро старший сын будет строить свою семью по образу и подобию той, в которой рос сам. Скоро невозможность проявить агрессию к партнеру шарахнет Вас болезнями сердечно-сосудистой системы или сахарным диабетом. Скоро тяжелая психологическая атмосфера в семье проявится проблемами с младшими детьми в виде непослушания, вранья или детского невроза любого уровня. И я не пугаю! Я просто привожу факты, основанные на многолетних наблюдениях за подобными семьями, где отношения строятся не на доверии и любви, а на терпении, попустительстве, обмане и унижениях.
Хотя, говорят, что то, что для одних «норма», для других смерть. Это касается и отношений. Если для Вас весь смысл взаимоотношений с другими состоит в том, чтобы играть в шпионов и следователей, терпеть унижения и ожидать извинений, сражаться за моногамию и первенство там, где полигамия и сравнение становятся смыслом жизни для партнера, то Вам действительно не стоит ничего менять в своей жизни. И лет через пять можно подумать об еще одном ребенке, если что. Только это совсем не даст Вам гарантий собственной безопасности в этой гонке на выживание. Но, может, брать ответственность за происходящее на себя и не входит в Ваши планы, а разделить ее или переложить в случае провала как своей жизни, так и жизни Ваших детей Вы планируете все с тем же ненадежным партнером, который, на мой взгляд, очень наглядно продемонстрировал Вам, что он думает об этой самой ответственности тоже.
Кто-то должен стать взрослым в Ваших отношениях! Будете ли это Вы, или будете ждать пока вырастут Ваши дети и выскажутся по этому поводу все, что думают и чувствуют, но вечно так продолжаться не будет. Жизнь человека не настолько длинна, чтобы ждать пока все само расставится по местам. К тому же, она еще и имеет привычку обрываться в самый неподходящий момент и подобной расстановки можно просто не дождаться!
Перечитала и поняла, что получилась слишком мрачная картина! Но светлой ее можете сделать только Вы сама! Для этого нужно просто захотеть и позволить себе это сделать. Для начала, можно пойти в личную терапию. Разобраться с собой – почему терпите то, что не устраивает, где взять уверенность, чтобы начать действовать, с чем связаны страхи, мешающие принимать решения. Ответы точно будут. Силы точно есть. Страхи точно можно побороть. Главное желание и готовность к ответственности за свои действия.
С уважением, Елена Гладкова.