Неопределенность в браке. Какое направление выбрать?

Вопрос психологу:
Я живу в браке более 15 лет. 2-е детей. Дочке почти 15. Сыну почти 8. В нашем браке было много ссор и недопониманий. Живем в 2 х комнатной квартире. Духовно и интимно отдалились друг от друга. Последняя наша ссора-в середине января она невзначай намекнула что у нее закончились деньги. Я спасал ее раньше, но на этот раз заявил что денег нет и что коплю на семейное путешествие. Она это не поняла. Похоже, я ей нужен только тогда когда я выполняю ее желание. Иначе я ей не нужен. Да и вообще я хочу настроить себя на то что я кому то был нужен. Я нужен только себе. Сын меня любит. и у нас с ним особая связь. Дочка тоже, но заметно что меньше чем сын. Она пыталась пригрозить мне разводом в октябре 2019 года. Я ей тогда написал, пусть она только попробует увести сына из квартиры.  Есть одна тема, где я могу разоблачить ее  и опозорить перед бывшими коллегами, да и нынешними тоже. Она похоже перепугалась и  дала задний ход. В декабре было все нормально. Теперь она ведет себя как чужой человек дома. Пытается меня виноватить чтобы я почувствовал вину и чтобы дальше взять бразды управления в свои руки. Шиш ей! Я на это не куплюсь! Я не дам ей почувствовать будто я в чем то виноват! Никто не решается пойти на первый шаг. Я чувствую что я обесценен с ее стороны и поэтому я тоже делаю все возможное убить все нежные чувства которые когда то имели место быть. У меня часто возникает мысль самому подать на развод, но признаюсь, чувство страха что отдалюсь от детей и дети отдалятся от меня не позволяют мне это сделать. Я знаю что я должен побороть этот страх, так как зная себя, я и впредь буду присутствовать в их жизни. Я считаю себя хорошим отцом. Мне важно иметь хорошие отношения с детьми и развод не помешает мне оставаться хорошим отцом для них. Теперь другой вопрос: Квартира моя. По закону при разводе делится пополам. Я не хочу чтобы мои дети жили у ее родителей. И с другой стороны выходить на квартиру и платить с зарплаты на съемную квартиру тоже не по душе. Рассматриваю продать машину и решится на ипотеку. Лишаться машины тоже жалко. С сыном часто разъезжаем на ней. Также она не злится что не участвовал в финансировании перевода дочки в другую школу где она будет на домашнем обучении чтобы сконцентрировалась на предметах ее группы. Я бы помог, если бы она посоветовалась прежде чем выйти на переговоры с директором.Сейчас дилемма. Сейчас: неопределенность, отсутствия интима и духовной близости, частое вижу детей. Решусь на развод, будет определенность, реже буду видеть детей ( относительно конечно)
Автор вопроса: Эльман Возраст: 43

На вопрос отвечает психолог Пак Юлия Леонидовна.
Доброго времени суток, Эльман!
На вопрос какое выбрать направление в отношениях, где есть неопределенность, ответ простой: внести ясность с партнером во все вопросы, в которых есть эта самая неопределенность. Звучит просто, сделать сложнее. Потому что как вы правильно заметили есть много страхов. Страх потерять связь с детьми, остаться без материальных благ, которые есть на данный момент. В основе всех этих страхов есть страх принятия реальности. А реальность такова, что случается в жизни попасть в созависимые отношения. Как определить, что вы в невротических зависимых отношениях? Ниже приведу короткое описание здоровых и нездоровых отношений, по которым вы сможете понять в каких отношениях состоите вы.
Здоровые отношения:
1.Мне хорошо с тобой, хорошо без тебя. И это взаимно, если с какой то одной стороны отношение на такое как указано, то скорее всего отношения невротические.
2.Взаимообмен. Я делаю для тебя от души и от сердца и не жду ничего взамен, потому что никто никому ничего не должен, а партнер так же от души отдает от души и от сердца.
3.Расставание не равно конец света. В здоровых отношениях партнеры могу сесть спокойно поговорить и принять решение о том что, пришло время расстаться, и ни для кого из них это не будет подобно смерти.
4.Любовь=счастье. Это значит, что любовь для обоих партнеров это только счастье, не мучение, не делание того, что «надо», не страдания и т.д.
5.Мозг+тело+душа. Сознание и мысли сходятся с тем, куда тянется душа и тело реагирует соответственно.
6.Мотивация. В здоровых отношениях оба партнеры имеют мотивацию на собственное развитие и развитие отношений
7.Хочется новых эмоций, привнести позитив в отношения.
Не здоровые отношения:
1.С тобой хорошо, без тебя плохо (с тобой плохо, без тебя еще хуже). Зависимость. Эмоциональное состояние зависит от партнера. Если одному партнеру плохо, то становится плохо и другому партнеру.
2.Использование (залатать пустоту, избавиться от одиночества, родить детей). Цель создания пары любить и быть любимым, но не то, что перечислено в скобках.
3.Я не могу без тебя жить (я без тебя умру, пропаду) Партнер не целый, ищет человека, к которому присоединиться. Шантаж, манипуляция, подавление, вводит в состояние я не могу без тебя жить. Партнеру плевать на вас, он думает только о себе. Я не могу без тебя, что я буду без тебя делать… Здесь как видите речь только о партнере, ни слова о вас.
4.Любовь=страдание. Слишком все ровно, надо испытать сильные эмоции, включить ревность, скандалы, истерики, разборки и т.д. без них скучно, часто это происходит неосознанно
5.Люблю одну, сплю с другой, женюсь на третьей. Рассторение личности
6.Манипуляция. Проверка телефона, ревность, тотальный контроль, агрессия
7.Хочется новых эмоций, но как правило только негативных.
Как вы понимаете, человек всегда стремится к здоровым отношениям и в Вашем случае, Ваши здоровые части психики провоцируют вас на мысли о разводе именно потому что на данный момент Ваши отношения явно стали вас не устраивать (стали для Вас не здоровыми). Какова Ваша роль в отношениях? Важно понять вы жертва? Или Вы манипулятор? Вы спасатель? Возможно и то и другое, в зависимости от ситуации. И конечно главный вопрос самому себе: «Для чего мне эти отношения?» Здесь важно так же понять, что дети перенимают любую модель поведения и выстраивания отношений. Вы хотите блага для своих детей, здоровых отношений в будущем для своих деток. Именно поэтому необходимо начать повышать уровень собственной осознанности, чтобы принять единственно верное для себя решение. И в итоге улучшить качество жизни.
В вашем случае много жертвенности, причиной этому могут быть родительские сценарии, психологические травмы детства и многое другое (вам нужно разобраться с этим на терапии у психолога или психотерапевта). Главное, понимать, что все можно изменить и проработать, если есть желание. Процесс работы над собой и своим развитии весьма болезненный и не очень легкий, хотя жить в неопределенности, полагаю гораздо труднее. В процессе повышения уровня собственной осознанности вы встретите сопротивление собственной психики и мозга, иногда будет трудно, иногда невыносимо больно, иногда легче, а в итоге вы получите качественно новую осознанную жизнь.
Любая ситуация в жизни начинается с познания, принятия себя, своих потребностей и желаний (истинных желаний). Для этого необходимо раскрыть все свои стороны как положительные так и отрицательные, встретиться со своими страхами и избавиться от ненужных или слишком тревожных. К сожалению, в одном письме этого процесса и всех инструментов не описать и тем более не проработать.
Рекомендация: начать разбор своей жизненной ситуации с себя, как бы не сопротивлялся сейчас ваш мозг и не пытался бы найти вину в поступках супруги. В процессе выстраивания семьи и отношений в паре участвуете вы оба. И тот, кому более невыносимо оставаться в ситуации, которая сложилась, берет на себя ответственность изменить и понять, как жить дальше, что бы не было мучительно больно… В конце концов, научиться обсуждать и решать проблемы — это по-взрослому. Ведь есть дети, которые учатся и перенимают модели поведения, даже если вы ничего им не говорите, или учите жить по-другому, они перенимают то, что видят. Что бы дети были счастливы нужно только одно – счастливые родители!
С пожеланиями благополучия, Юлия Пак