Муж не работает. Является ли развод единственным возможным выходом?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Не знаю, что делать дальше. В отношениях с мужем были 2 года. С начала наших отношений у него начались долги, кредит, который он взял за другого человека, и который пропал, вечные аварии и проблемы с машиной, увольнения, он очень часто менял место работы по причине того, что работать ему было каждый раз где-то НЕКОМФОРТНО. Образование высшее он не закончил, работает в сфере обслуживания. У меня хорошая высокооплачиваемая работа, в городе я один из лучших специалистов и многие меня знают. Для сравнения, я получала в 2, иногда в 3 раза больше. Помогала ему с долгами, в которых он вечно находился, оплачивала наши походы в кафе и рестораны (через месяцев 8-9 где-то, когда у него не было работы). Мне казалось: ведь я хочу пойти покушать, значит это моя забота! Сначала ему было стыдно, а потом нисколько) потом он начал просить у меня на сигареты, на кофе и прочие мелочи. Теперь мы женаты. Он в очередной раз ушёл с работы и меня позвали работать в другой город. Мы переехали, мне пришлось долго его уговаривать. Он согласился. И вот опять он не работает. Я устала... мне непонятно, когда мужчина говорит, что нет работы. Я предлагала ему, чтобы он обучился пока дома сфере, в которой я работаю, нашла ему курсы, но он ничего не делает. Он просто лежит, читает книги, смотрит фильмы. И при этом страдает от того, что нет работы. Но ведь он мог бы устроиться хотя бы доставщиком еды?
До свадьбы у него в один период накопилось очень много долгов и я ему сказала, что мы расстаёмся. Это было очень серьезен. За МЕСЯЦ (!!!) он нашёл 2 работы, отдал ВСЕ долги. Меня это впечатлило. Но чтобы он что-то сделал, мне надо орать... кричать... ругаться ... уходить. Я люблю его. И хочу как-то подействовать на него, но я в отчаянии. Он везде ходит со мной, постоянно!!! как хвостик. Везде меня забрать, отвезти, даже если я сижу в комнате, и хочу побыть одна, он обязательно должен туда заходить периодически будто ему что-то нужно. Если он не со мной на работе, то сидит дома и даже не хочет навести порядок и приготовить ужин. Говорит мне: вот , ты когда-то не погладила мне рубашку, а сейчас говоришь убери дома. Когда я ему объяснила в очередной раз, что если бы он работал, а я сидела дома, то я бы убирала, он сказал: да, ты права. Но это уже день сурка. Я всегда права, он всегда плачет и говорит как ему стыдно и как он не в силах что-то поменять, потому что у него такое состояние, постоянные обещания. Я превратилась в истеричку. Неадекватную, вечно орущую. В последнее время я только и делаю, что унижаю его всякими словами. Даже мне уже противно. Помимо этого я в положении. Что будет завтра, когда я уйду в декрет? Он говорит мне «если бы со мной была другая девушка, я был бы другим». Когда я прошу объяснить, что это значит, какая конкретно? он говорит: сейчас не время... я сейчас не могу говорить об этом. И так уже три года. Я в отчаянии. Люблю, но надоело. Можно ли хоть как-то это поменять? Есть ли вероятность, что он изменит своё отношение или он так и будет только лишь понимать и принимать проблему и делать печальное страдальческое лицо «да. Я виноват, я знаю» и больше НИЧЕГО? Является ли развод единственным возможным выходом? И являюсь ли я созависимой, а он зависимым от меня? Спасибо большое за ответ.
Автор вопроса: Амина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Жарко Иркям Рушановна.
Амина, здравствуйте.
Решение разводиться или нет принимаете только Вы. Спросите себя насколько Вас устраивает нынешнее положение вещей? Отношения у Вас в самом деле созависимые, Вы для своего мужа как мама. Действительно, как вы и заметили, ругаться, говорить, что то бесполезно, и кажется что у него уже развился на это своебразный "иммунитет". В этой ситуации разговоры мало чем помогут. Тут нужны другие методы, и изменится человек или нет все же будет зависеть от его собственной мотивации на изменения. Сейчас ее просто нет. Ведь ему удобно, Вы за него все сделаете, деньги заработаете. Спросите себя какого мужчину с какими качествами Вы хотели бы видеть рядом? Готовы ли прожить всю жизнь с мужчиной, который избегает ответственности? Для принятия решения также может помочь следующая техника -
Квадрат Декарта.
Ее суть заключается в том, что нужно рассмотреть проблему(ситуацию), ответив на 4 вопроса:
1. Что будет, если это произойдет? (мои плюсы)
2. Что будет, если этого не произойдет? (мои плюсы от неполучения желаемого)
3. Чего НЕ будет, если это произойдет? (мои минусы от получения желаемого)
4. Чего НЕ будет, если этого НЕ произойдет? (мои минусы от неполучения желаемого)
Чем больше пунктов напишете, тем более верное решение для себя примете.
Удачи Вам.