Как жить с токсичным человеком? После инсульта живу с бывшей женой.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 57. В 2018 у меня случился инсульт. Меня частично парализовало. Родных и близких у меня никого нет. Друзья сообщили об этом моей бывшей жене с которой мы развелись в 1991 году и с которой у нас есть сын. Она приехала и увезла меня к себе домой. На мой вопрос, зачем она это делает, она ответила что не хочет чтобы сын испытывал чувство вины. С первых же дней началось хамское и наглое давление на меня. Оскорбления и упреки сыпались градом. Постоянное стремление сделать так, чтобы я испытывал чувство вины, чувствовал себя плохо, постоянное психологическое и эмоциональное давление. Я бы ушел от нее в первый же день. Но выбор невелик. Или с ней или доходить в интернате для престарелых и инвалидов. Не знаю, что дальше делать в этой ситуации. Иногда хочется наложить на себя руки. Какая уж тут реабилитация . Пытался и говорить с ней и осваиваю методики НЛП для общения с человеком такого типа. Пока не очень помогает. Единственный счастливый период, когда она полтора месяца была в командировке. Нормализовалось давление. Улучшился сон и аппетит. Чувствовал себя хорошо и занимался активно восстановлением двигательной активности. У меня не работает левая рука и левая нога, вообще левая половина тела. Но как только она приехала все возобновилось. Мелочные придирки по любому поводу. Оскорбления. Крики и мат. Каждый день готовлюсь как к бою когда она дома. А мне еще и бороться с последствиями инсульта . Стараюсь больше гулять и слушать музыку.Смотреть хорошие фильмы . Стараюсь максимально избегать контактов но мы живем в одной квартире. Подскажите, что мне делать.
Автор вопроса: Сергей Возраст: 57

На вопрос отвечает психолог Рахматуллина Алина Маратовна.
Здравствуйте, Сергей.
То, в каком положении вы оказались и как относитесь к своей жизни, к стремлению быть счастливым и желанию жить несмотря ни на что, вызывает огромное уважение и говорит о вашей невероятной внутренней силе. Очень хочется помочь вам взглянуть на ситуацию под разными углами и предложить варианты направлений, в какую сторону двигаться дальше ради большой и важной цели - жить.
То, что сделала ваша бывшая жена - это очень благородно. Но то, что она берет с вас взамен, то, каким способом она подчеркивает свое благородство - унижения, оскорбления и прочее, о чем вы пишете - это невероятно токсично и отрицательно действует на вас. Что бы хорошего не делал человек в своей жизни, какое бы решение в безвозмездной помощи он не принимал, важно нести его честно, без унижений другого. Ведь человеческое достоинство - это одно из самых важных вещей в нашей жизни, которую мы можем сохранить и иметь, чтобы оставаться людьми. Это то, что нас отличает от представителей других видов. Человеческое достоинство, доброта и уважение. К большому сожалению, ваша бывшая жена является абьюзером. И скорее всего не только для вас. Используя эмоциональный шантаж, манипуляции и оскорбления в адрес человека, который от нее зависит и повышая тем самым чувство собственной важности, она является тем человеком, рядом с которым находиться вредно и опасно для физического и психического здоровья.
У вас в сложившейся ситуации, исходя из ваших слов, есть два выбора - оставаться в этой квартире или съезжать в интернат. Это две дилеммы. Два выбора, которые сами по себе не позитивные. И приходится выбирать. Предположим, что вы сложив все «за» и «против», остаетесь в квартире с человеком, который для вас является токсичным и вредоносным. Какие возможные пути можете выбрать:
Оставить все как есть (это тоже выбор)
Приспособиться к жизни с таким человеком, сохранив свое человеческое достоинство (это очень важно!) и научиться коммуницировать так, чтобы вред был минимальным, а пользы от проживания было значительно больше. Что вы можете для этого сделать? Во-первых, обратиться в службу или центр доверия, психологической поддержки, бесплатные организации, где вам предложат психологическую помощь очно есть практически в каждом городе и стране. В службу, например, Насилию.нет, где вас могут проинструктировать как и какие шаги предпринимать в вашем случае. Второе, мы не можем изменить никого, если человек сам не хочет меняться добровольно, но мы можем и даже в некоторых случаях обязаны изменять отношения других людей к самим себе! Для этого хорошо бы обучиться методу Ненасильственного общения, при котором вы постепенно сможете организовать терпимую коммуникацию рядом с абьюзерами. Для этого рекомендую почитать книгу Маршалла Розенберга «Язык жизни. Ненасильственное общение». И в-третьих, укрепляйте свою внутреннюю силу и жажду жизни, даже если кажется, что выхода нет, он есть всегда внутри нас - это выбор быть свободным внутренне или жить так, чтобы только грезить о ней. Думаю, что вы тот человек, который сделает себя счастливым сам. Рекомендую вам посмотреть на такое направление в психотерапии, как логотерапия и начать с книги Виктора Франкла «Скажи жизни ДА: психолог в концлагере». Книга написана психотерапевтом, когда он был в немецком плену во время второй мировой войны. Так же его книги «Воля к смыслу». Думаю они помогут вам найти ресурс, чтобы быть в плюсе от той ситуации, в которой вы находитесь.
Второй возможный вариант - это выбрать для жизни интернат. Какие плюсы могут быть в этом, с первого взгляда, совсем не позитивном решении: Во-первых, у вас будет своя территория, на которой вы будете иметь больше прав, чем в квартире вашей бывшей жены. Количество токсичного отношения и грубого обращения уменьшится. Больше уважения со стороны персонала, так как вы все равно, имеете больше прав, чтобы к вам обращались с достоинством и уважением. Будет возможность заниматься физической реабилитацией, расширится круг знакомых и общения (в интернате живут не только немощные. Но и попавшее в тяжелое положение и сохранившие себя, свое достоинство и интеллект люди, с которыми обогащаешься и наполняешься ресурсами). Вы будете иметь возможность проходить различные процедуры, которые помогут вам укрепить ваше самоуважение и чувствовать себя ответственным за свою жизнь и полностью ей владеть и знать, что вы своей жизни все решаете только сами. Психологическая помощь, группы поддержки - это обязательное условие для жителей домов-интернатов. В некоторых городах предоставляется возможность работать, вести активную социальную жизнь. (Есть один небольшой роман, который, может поднять вам настроение и дать возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны Хендрик Грун «Записки Хендрика Груна из Амстердамской богадельни») В любом выборе можно найти и что-то хорошее и что-то плохое. Все зависит от того, на чем мы фокусируемся и как хотим, чтобы с нами обращались. Мы не можем изменить других и весь мир. Но мы можем и должны сказать миру, как мы хотим, чтобы к нам обращались.
Желаю, чтобы вы приняли для себя лучшее решение. И что бы мы не выбрали - ответственность быть свободны лежит только на нас.