Ревность жены к дочери от первого брака.

Вопрос психологу:
Второй брак. Жена просто ненавидит дочь от первого брака. С дочерью почти не вижусь - живем в разных городах, но отношения хорошие, близкие, теплые: переписываемся, перезваниваемся.
Дочь, еще не встала на ноги - учится. Тренируется. Девочка не лентяйка, не тусит по клубам и т.д. Полна своих амбиций, стремлений, желаний. Я ее содержу финансово. Каждая помощь ей превращается в скандал дома, с криками, угрозами развода, рассказами о том, что жалеет, что встретила, что ей (дочери) пора бы самой зарабатывать и т.д. Ненависть исходит просто нечеловеческая - стиснутые зубы, крики, рычание. Все это при малышке. Начинаю опасаться уже за малышки душевное здоровье.
Перепробовал и уговоры и жесткое настаивание на решении своем (дочь не оставлю). Не помогает. При том, что я ее люблю. И также содержу финансово (жена сейчас не работает). Забочусь о ней и о нашей общей маленькой дочурки. Также работал и со старшей дочерью - чтобы не было негатива от нее, чтобы убрать малейшее какое либо потенциальное непонимание. Финансово живем нормально - т.е. семью эта помощь не ущемляет. Сама жена - трудолюбива, образована, хозяюшка, общительная. Все хорошо, пока не заходит даже разговор о дочери... Зову к психолог - пойдем поговорим, найдем проблемы, решения - не хочет ни в какую. или развод - единственное верное решение? Она периодически настаивает на разводе (при очередном эпизоде) объяснить внятно не может, чем ей навредила дочь. Начинает цепляться к словам, кричать: что ты ей до старости помогать будешь?
Автор вопроса: Алексей Возраст: 48

На вопрос отвечает психолог Абилева Ирина Жаскайратовна.
Здравствуйте Алексей!
Очень приятно читать в вашем письме о том, что вы сохранили теплые и близкие отношения со своей дочерью. «С дочерью почти не вижусь - живем в разных городах, но отношения хорошие, близкие, теплые: переписываемся, перезваниваемся». Это очень ценное для жизни качество, и думаю, обогащает вас обоих.
И теперь нужно думать, как создать с женой такие отношения, в которых не будет неприкосновенных тем для разговора. Нужно понять источник того состояния, в котором находится ваша жена. «Ненависть исходит просто нечеловеческая - стиснутые зубы, крики, рычание. Все это при малышке». Вы описываете очень сильные эмоциональные реакции вашей жены. Такие эмоциональные реакции у вашей жены были всегда? Или возникли после каких-то событий? Причин, по которым могут быть много.
Во-первых, эмоциональные проблемы могут возникать на фоне нарушения здоровья, к примеру, при наличии нарушений работы щитовидной железы, при гормональном дисбалансе, при депрессии, или если есть сильная тревога, и т.д. И начать лучше всего с медицинского обследования у эндокринолога, гинеколога, психотерапевта.
Во-вторых. Эмоциональная неуравновешенность может быть у молодой мамы на фоне усталости, перенапряжения. У вас есть малышка. Очень важно в этот период, чтобы у молодой мамы было время для полноценного отдыха, возможность отвлечься, переключиться. Хватает ли ей помощи? Удается ли вам вместе с ней проводить время? Жизнь мамы с маленьким ребенком – это день сурка, каждый день одно и то же. Ходите ли вы с ней вдвоем куда-то? Устраиваете приятные вечера? Можете ли вы или кто-то другой побыть с малышкой, пока ваша жена может делать каки-то свои дела и отвлечься?
«Финансово живем нормально - т.е. семью эта помощь не ущемляет». Если дело не в финансах, понаблюдайте, спросите у вашей жены, чего ей не хватает? Что бы она хотела в ваших отношениях. И тогда возможно у нее не будет столько агрессии в адрес вашей дочери.
Пока что вы не можете найти способ взаимодействия с вашей женой. «Перепробовал и уговоры, и жесткое настаивание на решении своем (дочь не оставлю)». Раз пока ничего не повлияло на ее реакцию, значит нужно искать новые формы взаимодействия. Они должны быть, просто их нужно найти. Что можете сделать вы для этого. Например, понаблюдать, когда она начинает злиться, понять, что усиливает ее ярость, а что уменьшает? А также понаблюдать, как вы на это реагируете. «Начинает цепляться к словам, кричать:». Когда она начинает цепляться и кричать, что при этом делаете вы? Как реагируете? И возможно в этот момент делать что-то другое. Возможно, вы увидите, что какие-то ваши действия будут усиливать ваш конфликт, а какие- то наоборот уменьшать. При этом, речь не идет о том, чтобы отказываться от вашего решения общаться и помогать дочери.
Главное понять – как вы можете вести себя в конфликте с вашей женой. Ведь тема конфликта может быть разная. Сегодня это помощь дочери, а завтра что-то еще. В семейной жизни одна из задач – находить способ решения конфликта. А на это нужно время и труд.
«Она периодически настаивает на разводе (при очередном эпизоде) объяснить внятно не может, чем ей навредила дочь». Возможно, она так говорит, потому что не может справиться со своими эмоциями. Решение о разводе не принимается в момент конфликта и эмоций. Нужно смотреть на остальные сферы вашей совместной жизни. Важно, чем больше у вас общих моментов, общих тем, приятных моментов, моментов радости - тем крепче семья. А конфликты бывают у всех.
«Зову к психолог - пойдем поговорим, найдем проблемы, решения - не хочет ни в какую». Почему не хочет, что говорит? Работа с психологом – это в вашей ситуации хороший выход. Но если ваша жена не хочет с вами идти к психологу, вы можете обратиться к психологу сами. Вы видите проблемы, которые есть в вашей семье, значит и решать можете с вашей стороны проблемную ситуацию. Как только один из членов семьи начинает менять свое поведение – меняется вся система отношений, ваша семейная система. Если вы начнете что-то менять в вашем поведении, начнете как-то по-другому реагировать на ее слова, делать какие-то другие действия, будет меняться каким-то образом поведение вашей жены. И как раз психолог может помочь вам в этом.
Если вам нужна более подробная консультация – обращайтесь.
С уважением, психолог Ирина Абилева.