Развод, попытка вернуть или отпустить мужа?

Вопрос психологу:
В течение последнего года с мужем была натяжная психологическая ситуация, он уходил в себя, а на мои попытки узнать, что случилось отвечал "все нормально". В феврале его прорвало и случился первый конфликт, после которого я обратилась к психологу, и она мне растолковала поведение мужа. Посоветовала не трогать его, а заняться собой. Я же в свою очередь все пыталась узнать, что же с мужем происходит, как результат, он еще глубже ушел в себя. В мае он по совету того же психолога ушел из дома со словами "нам надо успокоиться". Через две недели успокоения он говорил, что хочет вернуться, но боится, что я буду так же приставать к нему с расспросами. В его понимании это вынос мозга и давление на психику. Еще через месяц он сказал, что хочет развод, так как понял, что у него ко мне ни осталось чувств и он не боится, но уже не хочет возвращаться в семью. Сейчас мне предстоит развод, судебное заседание уже назначено. Из последнего, что он сообщил это то, что я не меняюсь и не хочу меняться, я так же ревную, устраиваю допросы, выношу ему мозг. Он ждал, что я скажу "ты можешь делать все что угодно, я приму любое твое решение, даже если ты ко мне не вернешься". Сейчас он, по его словам, уже ничего не ждет, мне не верит, не верит, что я исправлюсь, меня не любит и для него я просто мать его ребенка. Никаких чувств у него ко мне нет, ни любви, ни ненависти. Он хочет создать семью с другой женщиной. (есть кто-то уже или нет, я не знаю, но по его словам пока никого нет).
Вопрос - что я могу сделать в этой ситуации чтобы:
а) успокоиться и начать жить и получать удовольствие от жизни;
б) попытаться вернуть мужа;
в) если не получится вернуть, то как отпустить?
Я перепробовала все от легких успокоительных до антидепрессантов, сбросила около 15 кг (при росте 164 вешу 46 кг) и заработала гормональный сбой (прекратились месячные). Ждать, что ситуация исправится сама собой я уже не могу. Когда его нет рядом, то получается немного успокоиться, но в основном нахожусь в нервном напряжении и исчезнуть вообще из поля зрения не получится. У нас общая маленькая дочь, которой нужно общение с папой. По этому каждый раз, когда вижу его, а это практически каждый день, я срываюсь на него и начинаю по новой ревновать, выяснять с кем он и какие изменения происходят в его жизни. Дошло до того, что он не хочет со мной общаться и идти на контакт или сбрасывает звонок или (при личном общении) начинает врать даже на пустом месте.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог .
Ольга, добрый день
Я очень сочувствую, что у Вас такое случилось, но в данном случае попытки «натянуть поводок» приведут к еще большему нежеланию возвращаться со стороны Вашего мужа (пока еще не бывшего). Еще Чехов писал: «Если человек не тянется к тебе, то лучше оставь его в покое». Вам надо понять только одну простую истину: мужчины и женщины очень отличаются друг от друга (и вопрос не только в физиологии).
Мужчина (настоящий мужчина) очень часто в случае возникновения проблем уходит в себя, это нормально, он хочет подумать в спокойной обстановке, чтобы его никто не трогал (кто-то играет в компьютерные игры, кто-то смотрит футбол). И это вполне естественно. Он совершенно не расположен к тому, чтобы его любимая женщина лезла в этот момент к нему с вопросами, расспросами и что хуже всего – с советами. Женщинам же, когда у них случаются трудные ситуации, очень важно с кем-то поделиться, кому-то (очень близкому) все рассказать, чтобы ее пожалели, приласкали, успокоили. Женщина в такие моменты похожа на маленькую девочку.
Вот Вы пишите, что «…я обратилась к психологу, и она мне растолковала поведение мужа. ПОСОВЕТОВАЛА НЕ ТРОГАТЬ ЕГО, а заняться собой. Я же в свою очередь ВСЕ ПЫТАЛАСЬ УЗНАТЬ, что же с мужем происходит». Почему Вы не послушались психолога, почему прибегли вновь к старым методам, которые уже себя показали с дурной стороны?
Мужчины, на самом деле, очень просты (в отличие от женщин). Это женщины говорят: «Да нет», или «Я ничего не хочу» в тайне мечтая, что муж догадается, что она хочет цветов и в ресторан. Мужчина всегда говорит так, как думает (не лукавя). Если он утверждает, что «боится, что Вы будете так же приставать к нему с расспросами», то так оно и есть. Не надо там ничего выдумывать. В Вашем случае (если Вы обеспокоены текущей ситуацией дома) надо просто сказать: «Милый, я очень волнуюсь за тебя, мне кажется, что что-то случилось. Я понимаю, что ты сам можешь справиться с любой ситуацией. Просто хочу, чтобы ты знал, что если тебе что-то понадобится, я всегда рядом, я очень тебя люблю и поддержу в любом твоем решении». Все. Ольга, мужчине нравится думать, что он – защитник, он - лидер (даже если это не так). Зачем Вы включаете «мамашу»?! Ни один мужчина не хочет видеть в своей женщине мать (даже если он очень трепетно к ней относится). Это заведомо проигрышная позиция.
Попытаюсь ответить на Ваши вопросы. Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы:
Успокоиться и начать жить. Сделать то, что советовал Вам раньше психолог, а именно «заняться собой». Объясню почему? Женщина пристает к мужчине с расспросами, допросами, советами, когда у нее ничего кроме семьи нет, когда ее мужчина – это ее единственная опора, надежда и цель. Такая женщина не интересна никому. Она не дает энергии. Восточная философия говорит о том, что женщина берет энергию отовсюду (из книг, от природы, от любимого занятия, музыки и тд), а мужчина берет, в свою очередь, энергию от своей женщины. Именно поэтому некоторые мужчины успешны, а другие спиваются. У Вас, Ольга, получается замкнутый круг. Вы не даете энергию своему мужу, а высасывается из него «последние соки». Если Вы сидите в декрете, есть миллион способов, которые может делать женщина, находясь дома (если у нее есть желание, конечно). Если у Вас будет любимое занятие (а лучше не одно), у Вас будет меньше возникать ненужных вопросов к мужчине, который находится рядом с Вами. А ревность – это, прежде всего, неуверенность в себе. Подумайте о том, что именно в Вас, Ольга, заставляет чувствовать себя неуверенной. И работайте над этим.
б) попытаться вернуть мужа;
Меняйтесь сами (он Вам об этом и говорит сам). Если Вы изменитесь, мир изменится вокруг сам. Как? См. выше. От хороших женщин мужчины не уходят (а от сварливых, ревнивых, зацикленных на муже, «приторных») сбегают.
в) если не получится вернуть, то как отпустить?
Здесь сложнее. В Америке есть психологи по сопровождению разводов, которые помогают женщине (или мужчине) справится с тяжелой жизненной ситуацией. У нас таких психологов (профильных) пока нет. Предлагаю Вам пока не думать об этом, а попытаться поработать над двумя первыми пунктами. «Если бы, да кабы, то во рту б росли грибы». Не гоните лошадей.
Могу дать абсолютно абсурдный совет – не приходите на судебное заседание. Скажите (если муж позвонит и спросит), что забыли, потому что у Вас в жизни было очень много интересных дел, а судебное заседание подождет. Легкомысленность и безрассудство, порой, очень нравятся мужчинам в женщинах (но в умеренных дозах).
А мужа не трогайте, дайте ему немного воздуха. Наполните себя жизнью, и он вернется сам. Вот увидите
PS Посмотрите, в интернете (на youtube) передачу «Война полов» (там много серий: про брак, про любовь, про стрессы) и почитайте книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Вам многое станет понятнее. Также послушайте в интернете лекции Нарушевича «Тайная сила женщины».
Всех Вам благ.
Психолог Васько Оксана Феликсовна