Мужу постоянно кажется, что он задыхается.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.У моего мужа проблема как ему кажется со здоровьем. Хотя мы здоровье его полностью проверили и врачи нечего серьезного не нашли. Муж постоянно жалуется на лёгкие что там что то колит, то ему кажется что там вода и он постоянно задыхается . Врачи нечего серьезного не нашли . Говорят это у него уже в мозгу. Сегодня он начал жаловаться на отрыжку, слабость(целый день лежит и прислушиваться к своему организму) то ему кажется что у него давление, меряем а у него оно в норме, в голову себе в бил что у него коронавирус. ) Жалуется на тошноту, головокружение. Всё это было уже на протяжении лет 10, но в этом году у него стало хуже. Задыхаться стал сразу после полгода как его мама умерла( у нее был инсульт и она пару минут задыхалась он это все видел)Помогите пожалуйста нам. К нам каждый день приезжает скорая и только головой качает не чего у него нет анализы все в норме. Наша семья уже вся в долгах из за проверки организма. Ещё он любит когда его слушают и жалеют его. Сидит на лавочке с бабушками и обсуждает свои болячки (бабушкины болячки он не слушает только говорит про свои) Ему только 36 лет а выглядит он все на 60 . Конечно правда так не всегда , есть и просветы. Месяц болеет ,а потом месяц чувствует себя хорошо относительно.(все ровно голова болит , давление, так он говорит.Хотя я ещё раз повторюсь давление,температуру меряет каждый день все у него в норме) Врачи посоветовали обратиться к психологу. Помощь.
Что это может быть?
У него травма головы. Инвалид. 36лет.
Автор вопроса: Яна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Здравствуйте, Яна.
Проблема вашего мужа, вероятнее всего, относится к соматоформным расстройствам по типу «ипохондрия». Это навязчивые страхи и обеспокоенность по поводу своего здоровья, самодиагностика у себя тяжелых заболеваний с предъявлением устойчивых физических симптомов, настойчивой потребностью постоянного медицинского вмешательства с целью подтверждения либо исключения предполагаемых диагнозов.
Переубеждение, попытки вразумить и упреки человека, страдающего данным расстройством, малоэффективная тактика взаимодействия, которая лишь приводит к обострению конфликтов и потере контакта.
Есть эффективные протоколы психотерапии проблемы. Я бы порекомендовала краткосрочную-стратегическую психотерапию, специалистом которой являюсь.
Важно: инициатива обращения за помощью должна исходить от страдающего лица!
Т.е., если ваш муж сам страдает от своей проблемы и хочет избавиться от навязчивого состояния, то работа его с психологом возможна. Если страдаете от его состояния вы и близкие люди, то обращаетесь уже вы, но не решать его проблему, а свою: «как мне эффективно взаимодействовать с мужем с психическим расстройством?», «как мне перестать обслуживать болезнь, разделить ответственность, изменить свое отношение и т.п.?». Конечно, вы можете получить некоторые рекомендации относительно проблемы мужа и ваших стратегий (и в терапии поведение близких людей, семьи имеет большое значение, родственникам также даются предписания), но усилия лишь с вашей стороны будут малоэффективны.
Основные и общие из этих предписаний для родственников:
- не поддерживать обсуждение болезней;
- не пытаться давать ответы, разубеждать или соглашаться;
- сохранять спокойствие, не осуждать, не критиковать, не упрекать;
- поддерживать и укреплять контакт со «здоровой частью» близкого, готовность помочь в поиске решения сути проблемы – навязчивых страхов за здоровье, а не в поиске и уточнении диагнозов.
Детально и подробно все терапевтические вмешательства подбираются уже к каждому конкретному случаю со всеми сопутствующими вводными.
В случае инициативы обращения за помощью только от вас, задачей работы с психологом может стать ваш выбор такого длительного участия в роли спасателя, отказа от собственных потребностей, добровольного принятия в свою жизнь всех ограничений и разрушительных последствий. Не редкость ситуации, когда в семье перестают «обслуживать» болезнь близкого, лишая проблему некоторых «вторичных выгод» - таких своеобразных бонусов (внимание, самооправдание и т.п.), то столкновение с последствиями создает мотивационный кризис и повод искать самому эффективной помощи для разрешения ситуации.
Удачи Вам, Яна.
С уважением, Анна Соловьева,
@ annavsegdaprava